27 - 07 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Гладилина Ирина Петровна,

Сергеева Светлана Александровна,

ГАОУ ВПО "Московский городской университет управления Москвы"


Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на целом ряде принципов. В данной статье представлен принцип профессионализма заказчиков, позволяющий рассматривать закупочную деятельность как инструмент социально – экономического развития страны.
Ключевые слова: контрактная система, заказчик, профессионализм, повышение квалификации.
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» одним из основных принципов контрактной системы определяет принципы профессионализма заказчика. В статье 9 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отмечается, что на профессиональной основе должна осуществляться деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок. Привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок, становится обязательным условием. При этом принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и повышению уровня квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации должны заказчики, специализированные организации. Задачи определены достаточно чётко, но содержание термина «профессионализм» требует уточнения.
Первая часть статьи 9 информирует, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Однако, до настоящего времени, в России не существует такой квалификации, как «закупщик». На данный момент не существует программы подготовки специалистов для данной области в высших образовательных учреждениях в рамках высшего профессионального образования. Все обучение сводится в курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Если рассматривать зарубежный опыт, то, к примеру, в США уже в 1976 году был образован Федеральный институт закупок, осуществляющий подготовку и повышение квалификации работников данного профиля. Причем, принимая во внимание «чувствительность» должности закупщика, конгресс США законом от 1988 года установил требования к добропорядочности данной категории служащих (стандарты этического поведения).
Согласно ч. 5 ст. 62 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» – повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
С 1 января 2009 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации». Данное постановление принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации». Обучение осуществлялось по дополнительной профессиональной образовательной программе «Управление государственными и муниципальными заказами» в соответствии с утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации требованиями.
Так, согласно данным требованиям, нормативный срок прохождения повышения квалификации (в рамках единой Программы) вне зависимости от используемых технологий обучения должен составлять не менее 120 аудиторных часов для базового уровня. Каких-то жестких требований к программе не существует, есть требования к тому, что должен знать и уметь специалист, прослушавший курс. Также, есть примерное содержание учебных программ (модулей). Конкретное название и содержание учебных модулей по разделам специализации, а также содержание и длительность базовых дисциплин определяются образовательным учреждением самостоятельно. Образовательное учреждение имеет право изменять до 30% содержания программы при сохранении базового минимума содержания, установленного этими самыми требованиями.
Вторая же часть статьи 9, продолжая декларирование профессионализма при осуществлении закупок, предусматривает принятие мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок. Однако из второй части статьи, почему-то исчез один из субъектов, перечисленных в первой – контрольный орган. Вряд ли законодатель сознательно исключил контролеров из этого круга, считая, что повышение квалификации и образования им ни к чему.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что задача реализация принципа профессионализма может быть решена путем повышения профессионального уровня специалистов.
Достижение высокого профессионализма участников закупочного процесса позволит обеспечить государственные и муниципальные нужды с максимальным достижением результата и минимальными затратами бюджетных средств. Само понятие «профессионализм» рассматривается учёными достаточно широко. Анализ литературы, нормативных документов, периодики позволяет утверждать, что профессионализм определяется, по большому счету, уровнем профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивацией на непрерывное образование, самосовершенствование, творческим и ответственным отношением к делу.
Особого внимания требует диагностика уровня профессионализма. Опыт автора статьи позволяет говорить о совокупности определённых требований, по которым можно опосредованно судить о критериях профессионализма заказчика:

  • определение уровня профессионализма заказчика необходимо выстраивать с учётом индивидуальных особенностей профессионального роста;
  • оценка профессионализма проводится путём сравнения полученных результатов с определёнными нормами, а также путём сопоставления их с результатами предыдущих диагностика с целью определения качественных и количественных достижений в профессиональном росте заказчика;
  • диагностика профессионализма заказчика предусматривает не только выявление актуального уровня, но и возможностей индивидуальных траекторий совершенствования;
  • определение профессионализма заказчика опирается на самоанализ, самодиагностику результативности профессиональной деятельности с целью создания условий мотивации самосовершенствования и профессионального роста;

Уровень профессионализма следует рассматривать как содержательную характеристику деятельности заказчиков. В самом общем виде содержание процессе профессиональной деятельности – это набор функций, а также соответствующих им операций, при помощи которых функции реализуются. Это и наличие объективно заданных, социально обусловленных целей и задач контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществлению которых и служит профессиональная деятельность заказчика. Это и личностные установки, продолжающиеся в течение всей жизни профессиональное становление. Личностное становление, по мнению Э.Ф. Зеера, - непрерывный целенаправленный процесс профессионального изменения личности [3; 4]. Профессиональное становление в науке рассматривается как:

  •  целенаправленный процесс, результатом которого является формирование профессиональных намерений, формирование и совершенствование готовности к профессиональной деятельности на основе овладения профессиональными знаниями, умениям и навыками, усвоение и накопление опыта профессиональной деятельности, обеспечивающим в свою очередь, частичную адаптацию к будущей профессиональной деятельности (Ю.А. Шарыгина, 2011);
  • это становление субъекта труда (Б.Г. Ананьев);
  • процесс поэтапного разрешения комплекса противоречий между социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к индивиду, и его желаниями и возможностями (Ю.П. Поваренков);
  • динамический непрерывный процесс, имеющий определённые стадии, направлен на развитие профессионально значимых качеств и становление компетентностей, определяющих готовности к решению новых нестандартных профессиональных задач (А.В. Кучерова, 2011);
  • это «подготовительная» фаза развития субъекта профессиональной деятельности, которая охватывает период от формирования первых профессиональных устремлений до реализации профессиональных устремлений и возможностей личности (А. Агарков, 2005);
  • достижение общественного признания в процессе освоения социального пространства (Киселева Т.В,);
  • способность адаптироваться к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности (Б.П. Невзоров);
  • определение себя в мире профессий, знания особенностей выбранной профессии, формирование позитивного отношения к выбранной профессии (Э.Ф. Зеер, Е.А. Рябоконь) [2].

C.Л.Рубинштейн разработал три модуса человеческого существования: обладания, социальных достижений и служения. Данные модусы ученый представлял как этапы становления профессионала. При этом каждый модус характеризуется C.Л. Рубинштейном по таким параметрам, как отношение личности к себе, отношение к другим, отношение к делу. Модус обладания представлен стремлением человека "овладеть предметом". На рассматриваемой стадии становления выделяются две линии:

  • характерна для людей, начинающих осваивать профессию;
  • связана с тем, что человек уже нашел себя в профессии и не хочет изменять ни себя, ни свою деятельность.

Переход к модусу социальных достижений характеризуется двумя способами реализации стремления к превосходству над достижениями других людей. При первом способе доминирует стремление к социальному статусу, при втором - устремленность к достижению собственно профессиональных успехов.
Модус служения является последним этапом профессионального становления, для которого характерно появление "пиковых переживаний" успешности [5].
Таким образом, профессионализм заказчика – это многомерное профессионально-личностное качество, имеющее сложную структуру и включающее в себя функционально связанные между собой компоненты:

  • мотивационный (совокупность мотивов, адекватных целям и задачам контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд);
  • когнитивный (совокупность знаний, необходимых для успешной профессиональной деятельности в сфере закупок);
  • личностный (совокупность необходимых для закупочной деятельности личностных качеств);
  • деятельностный (совокупность умения и навыков практического решения профессиональных задач заказчика);
  • рефлексивный (совокупность способностей оценивать собственную профессиональную деятельность; выбирать стратегию поведения).

Литература:

1. Акимов Н.А., Кайт А.Д. Мировой опыт государственных закупок. – М., МГУУ Правительства Москвы, 2014.- 36 с.
2. Гладилина И.П., Гринь Г.В. Творческое развитие студенческой молодёжи в процессе профессионального становления. Монография – М., 2013. – 126 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 1998. – 264 с.
4. Зеер Э.Фэ Психология профессий. – М., 2005. – 336 с.
5. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь. Собр. соч. в 2-х т. – М., 1989, Т.2 – 420 с.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК