24 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Акимов Николай Александрович, кандидат экономических наук,  заместитель заведующего кафедрой управления государственными и муниципальными закупками МГУУ Правительства Москвы


С 1 января 2014 года на смену Федерального закона от 21.05.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», введен в действие Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2014г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Установлен трехлетний переходный период для подготовки к осуществлению всех предусмотренных масштабных мер перестройки контрактной системы. Закон о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, кроме того, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих и регулирующих отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст.2). Федеральный закон устанавливает правила участия государства в закупках товаров, работ, услуг и впервые формирует принципы контрактной системы: открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, стимулирование инноваций, профессионализм заказчика, единство контрактной системы, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст.6).
Открытость и прозрачность информации о контрактной системе обеспечивается посредствам доступности информации о проводимых закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем размещение её в единой информационной системе (ст. 7).
Обеспечение конкуренции обуславливается за счет создания равных условий между участниками закупок, основывается на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 8).
Стимулирование инноваций обеспечивается тем, что заказчик при осуществлении закупок должен исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции (ст. 10).
Профессионализм заказчика обуславливается тем, что Закон о контрактной системе предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации, контролирующих органов в сфере закупок с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок (ст. 9).
Единство контрактной системы основывается на единых принципах и подходах позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, контроля в сфере закупок (ст. 11).
Принцип ответственности за результативность обеспечивается тем, что при планировании и осуществлении закупок заказчик должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 12).
До недавнего времени отсутствовало понимание, что отношения по размещению заказов хотя и важный, но только один из этапов процессов государственных закупок. Государственные закупки не рассматривались в качестве системы, состоящих из нескольких взаимосвязанных элементов.
Определение контрактной системы, предусмотренное в п.1 ст.3 закона, достаточно громоздко. Сущность контрактной системы заключается в объединении в сфере закупок различных субъектов, которые должны осуществлять возложенные на них законом и другими нормативно-правовыми актами функции и действия, направленные на достижение установленных целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Исходя из определения, в качестве участников контрактной системы выступают:

  • Органы государственной власти Российской Федерации;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • Органы местного самоуправления;
  • Юридические лица и физические лица.

Из этого следует, что в основе их взаимодействия заложены механизмы государственного и частного партнерства. Сложность контрактной системы заключается в необходимости согласованного регулирования взаимоотношений участников контрактной системы нормами различных отраслей законодательства – гражданского, бюджетного, административного.
До вступления в действие Закона о контрактной системе, в течение 2013 года были приняты Постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, без которых реализация ряда положений Закона о контрактной системе затруднена, а также нормативные акты Министерства экономического развития РФ, которое Постановлением Правительства от 26.08.2013г. №728 определено в качестве органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы.
Принятые Постановления Правительства регламентируют порядок реализации положений закона о контактной системе в отношении:

  • Системы закупок города Москвы (ПП г. Москвы от 24.02.2012г. в ред. от 05.04.2014г. № 67);
  • Порядок формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов, которые осуществляются с привлечением средств бюджета города Москвы (ПП г. Москвы от 24.02.2012г. в ред. от 29.10.2013г. № 68);
  • Проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ПП РФ от 28.11.2013г. №1089);
  • Утверждение Правил проведения совместных конкурсов и аукционов (ПП РФ от 28.11.2013г №1088);
  • Установление запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (ПП РФ от 24.12.2013г. №1224);
  • Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (от 25.11.2013г. №1062);
  • Утверждения Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг (Приказ Минэкономразвития от 10.10.2013г. №567).

В общей сложности, принято около тридцати восьми нормативно-правовых актов, регулирующих порядок реализации положений закона о контрактной системе.
В отличие от закона о размещении заказов, который устанавливает единые требования для федеральных так и для региональных и муниципальных заказчиков, в законе о контрактной системе расширена компетенция субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что позволяет им учесть свои потребности и особенности (ст.2 п.3).

Казенные учреждения и их роль в контрактной системе г. Москвы

В целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, высшими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, полномочия местной администрации на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполнение работ (их результатов), оказание услуг, их оплаты могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько органов, учреждений (ст.26 п.3).
Правительством города Москвы в феврале 2012 года принято Постановление Правительства города Москвы от 24.02.2012г. № 67-ПП «О системе закупок города Москвы».
В соответствии с положением Постановления Правительства № 67-ПП (п.1.10) главный распорядитель бюджетных средств утверждает регламент работы Рабочей группы по проверке обоснованности заявленных потребностей подведомственных учреждений и территориальных органов на основании типового регламента, утвержденного Департаментом города Москвы по конкурентной политике.
Главный распорядитель бюджетных средств, в целях организации бюджетного процесса, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказом по подведомственной сети утверждает перечень распорядителей и получателей бюджетных средств. В частности, Департамент здравоохранения города Москвы наделяет функциями распорядителей бюджетных средств Государственные казенные учреждения «Дирекции по обеспечению деятельности учреждений здравоохранения административных округов г. Москвы» (ГКУ ДЗ АО), утверждается перечень получателей бюджетных средств: Государственные казенные учреждения здравоохранения (ГКУЗ), подведомственные ГКУ ДЗ АО города Москвы, также утверждается перечень учреждений, являющихся получателями бюджетных субсидий – Государственные бюджетные учреждения здравоохранения (ГБУЗ), перечень которых утвержден Федеральным законом «О бюджете Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».
В целях оптимизации обеспечения лечебно-хозяйственной деятельности медицинских учреждений государственной системы здравоохранения города Москвы, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, товарами, работами, услугами, рационального использования финансовых ресурсов, повышения эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Департамент здравоохранения г. Москвы распределяет полномочия по осуществлению закупок товаров, работ, услуг.
Департамент здравоохранения города Москвы выступает государственным заказчиком и обеспечивает своевременное осуществление закупок товаров, работ, услуг в рамках федеральных и региональных программ по отраслевым направлениям:

  • закупка медицинского оборудования;
  • закупка дорогостоящего расходного материала;
  • закупка специфических лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь;
  • закупка дорогостоящих лекарственных препаратов для обеспечения лечебно-профилактических учреждений здравоохранения города Москвы.

Государственные казенные учреждения «Дирекции по обеспечению деятельности учреждений здравоохранения АО г. Москвы» наделяются функциями государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных казенных учреждений здравоохранения города Москвы, по направлениям обеспечивающих деятельность учреждений:

  • оказание услуг по обслуживанию санитарным транспортом;
  • поставка специализированного лечебного питания;
  • оказание услуг по охране объектов;
  • оказание услуг по пожарно-постовой охране объектов;
  • оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники и медицинского оборудования;
  • выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных сетей, зданий, кондиционеров, лифтов и т.п.

По результатам проведения таких торгов заключается «сетевой контракт», в рамках которого заказчиком является ГКУ ДЗ АО, получателем товара, работы, услуги - ГКУЗ.
ГКУ ДЗ АО г. Москвы выступают организаторами совместных конкурсов и аукционов (ст.25) и выполняют функции уполномоченных органов на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 26) для обеспечения государственных казенных учреждений, государственных бюджетных (в том числе автономных) учреждений здравоохранения города Москвы по территориальной принадлежности, по направлениям обеспечивающих деятельность учреждений, по результатам проведения совместных конкурсов и аукционов, контракт заключает каждый участник, подавший заявку на закупку товаров, работ, услуг.
Уполномоченные учреждения осуществляют закупки в строгом соответствии с ФЗ от 05 апреля № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...», Постановлением Правительства города Москвы от 24 февраля 2012 года № 67-ФЗ «О системе закупок города Москвы».
При размещении совместных конкурсов и аукционов уполномоченные учреждения руководствуются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 гола № 1088 «О проведении совместных конкурсов и аукционов».
Формирование начальной (максимальной) цены государственного контракта (лота) осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27 февраля 2012 года № 68-ПП «Об утверждении порядка формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов и гражданско-правовых договоров при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы».

Рассмотрим вышеуказанные варианты заключения государственных контрактов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2013 года № 1088, которое устанавливает Правила и порядок проведения совместных конкурсов и аукционов.
При наличии у 2-х и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах, такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы и аукционы. В соответствии с функциями, наделенными главными распорядителем бюджетных средств, ГКУ ДЗ АО является организатором проведения совместных конкурсов и аукционов. При организации и проведении совместного конкурса или аукциона организатор и заказчики заключают соглашение о передаче части своих полномочий по организации и проведению такого конкурса или аукциона. Данная процедура должна быть предусмотрена в плане-графике с указанием организатора проведения данного конкурса или аукциона. Соглашение содержит информацию, указанную в части 2 статьи 25 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с Гражданским кодексом и положениями 44-ФЗ.
В целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор:

  • утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения;
  • обеспечивает размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещениях, приглашениях и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика;
  • предоставляет документацию заинтересованным лицам;
  • предоставляет разъяснения положений документации;
  • при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;
  • осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Федеральным законом, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Федеральным законом случаях;
  • осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.

Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.
Совместные конкурсы или аукционы с начальной (максимальной) ценой контракта от 1 млн. руб. до 100 млн. руб., организатором которых является ГКУ ДЗ АО, выносятся на рассмотрение Рабочей группы Департамента здравоохранения, при совместных конкурсах или аукционах свыше 100 млн. руб. рассматриваются в Департаменте по конкурентной политике города Москвы.
В соответствии с Приказом Департамента здравоохранения города Москвы (ДЗМ), ГКУ ДЗ АО являются организаторами совместных конкурсов или аукционов для подведомственных учреждений здравоохранения и учреждений по территориальной принадлежности.
Заседание Рабочей группы ДЗМ проводится по мере поступления заявок. При наличии заявок заседание Рабочей группы проводится не менее одного раза в неделю.
ГКУ ДЗ АО оформляет заявку на закупку товаров, работ, услуг на рассмотрение Рабочей группы по форме, установленной Приказом ДЗМ, подписывает в установленном порядке директором ГКУ ДЗ АО, заявка оформляется по одному виду товаров, работ, услуг на каждое учреждение отдельно. Заявка на закупку товаров, работ, услуг содержат следующую информацию:

  • Предмет размещения государственного заказа;
  • Наименование торгов, реестровый номер заказа в системе ЕАИСТ;
  • Код ОКДП;
  • Наименование кода ОКДП;
  • Начальная (максимальная) цена контракта;
  • Год финансирования;
  • Код КБК;
  • Источник финансирования, статья расходов.

Учреждения здравоохранения г. Москвы представляют обоснованные заявки на закупку товаров, работ, услуг, исходя из своих потребностей, в соответствующий ГКУ ДЗ АО.
ГКУ ДЗ АО рассматривает:

  • представленные заявки;
  • техническое задание;
  • расчет начальной (максимальной) цены (при необходимости коммерческие предложения);
  • обоснованность закупки;
  • сметную документацию (если проводятся подрядные работы);
  • сведения из ЕАИСТ (подсистема «Планирование» или «Оперативный календарь);
  • приказ учреждения о проведении закупки товаров, работ, услуг. Представленные документы ГКУ ДЗ АО проверяет и оформляет заключение. В случае положительного заключения документация направляется на согласование Рабочей группы ДЗМ. Срок рассмотрения заявки в ГКУ ДЗ АО – в течение 5 дней.

В заседании Рабочей группы ДЗМ принимает участие представители ГКУ ДЗ АО, назначенные приказом по учреждению, которые вправе давать пояснения по части обоснования заявленной потребности. Секретарь Рабочей группы не позднее 12-ти часов рабочего дня, предшествующего заседанию Рабочей группы, направляет заказчикам, заявки которых включены в повестку дня, уведомление о дате, времени и месте рассмотрения его заявки. На заседании Рабочей группы рассматривается каждая заявка, включенная в повестку. По результатам рассмотрения заявки Рабочая группа принимает решение:

  •  «Согласовать заявку»
  • «Согласовать заявку с учетом изменения условий»
  • «Отклонить заявку».

В случае принятия решения «Согласовать заявку с учетом изменения условий» заказчик обязан внести соответствующие изменения в документацию (срок размещения заказа, поставки товара, выполнение работ, оказание услуг, техническое задание, начальную (максимальную) цену контракта).
Решение Рабочей группы оформляется протоколом, утверждаемым председателем Рабочей группы. В случае принятия решения «Отклонить заявку» в протоколе указываются основания отклонения.
В случае дополнительного снижения начальной (максимальной) цены контракта или аукциона, вносятся изменения в процедуру «Оперативный календарь», «Подготовка торгов», формируется документация средствами ЕАИСТ. Заказчик формирует извещение публикации процедуры на ООС. В конкурсную или аукционную документацию заказчик размещает проект государственного контракта, который выбирается из «Библиотеки контрактов» ЕАИСТ. Проведение конкурсных процедур производится в соответствии с извещением о закупке. По результатам рассмотрения заявок каждый заказчик заключает государственный контракт, кроме ГКУЗ за которые государственным заказчиком выступает ГКУ ДЗ ЦАО.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК