27 - 07 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Голубева Анастасия Александровна, аспирант
Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

Многообразие современных проблем, связанных с теорией и практикой управления и стоящих на данный момент на одном из главных мест связано, в первую очередь, с управленческой деятельностью современного руководителя, которому принадлежит центральная роль в организационной системе. Решение проблем управленческой деятельности напрямую связано с правильным осознанием ее содержания и сущности.
Чтобы составить правильное и полное представление об этом, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения проблемы из общеорганизационной сферы, вот основные из них:

  • деятельность руководителя неразрывно связана с множеством аспектов функционирования образовательного учреждения. Из этого следует, что проблематика управленческой деятельности органично связанна как с управленческими, так и с организационными проблемами. Специфическим аспектом является изучение управленческой деятельности при рассмотрении всех проблем, связанных с управлением. Если рассматривать это с одной стороны – это позитивно, из-за создания «широкого фронта» для изучения, но, с другой стороны – необходимо оценить негативные последствия управленческой деятельности. Проявляется это в неопределенности по отношению к предмету и в сфере изучения психологии управленческой деятельности;
  • проблематика управленческой деятельности приравнивается к междисциплинарной научной проблеме. Анализ научной литературы подтверждает данное положение. Но доминирующими остались ее непсихологические аспекты, среди которых основными являются: организационный; экономический; социально-технический; социологический.

Данные аспекты были выделены такими учеными, как П.К.Анохин, И.В.Блауберг, Б.В.Бирюков, Н.Ф.Овчинников, В.И.Свиридовский, Б.А.Розенфельд, М.И.Сетров, В.Н.Садовский, А.И.Уемов, А.Д.Урсул, Б.С.Украинцев, Г.П.Щедровицкий, Б.Г.Юдин и др.
Изучение управленческой деятельности, с точки зрения психологии, является непростым вопросом, так как предметом изучения является психическая реальность, а она представляет своего рода «неосознанную», трудноуловимую сферу. Наиболее раскрытыми и изученными являются аспекты внешних проявлений управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание. Анализ общей картины с внешней стороны управленческой деятельности является объективно необходимым этапом и при этом условием познания управленческой деятельности - это не является достаточным основанием для ее всестороннего раскрытия. Фундаментальным принципом познания управленческой деятельности является требование сочетаний анализа внешнего (объективированного содержания) и внутреннего (имплицитного содержания). Такой принцип является одним из основополагающих для психологии деятельности.
Для того чтобы в полной мере понять, что такое управленческая деятельность, нужно определить содержание термина «деятельность». Одним из основных разработчиков проблем деятельности в психологии А.Н. Леонтьевым «деятельность» была отнесена к важнейшим вопросам психологии. Деятельность, в первую очередь, несет статус общенаучной категории. Она изучается многими науками, такими как: социология, философия, физиология, психология и многие другие. Исследуя деятельность нельзя сразу понять предметом изучения какой науки она является, поэтому, в общем виде, она определяется как «Индивидуальная форма общественных отношений, характеризующая включение личности в существующую структуру общественного разделения труда». Это определение является общефилософским и специфическим, такой «образ» конкретизируется в каждой из наук, которая затрагивает изучение деятельности. Получаемые знания, являясь синтезом, обозначают принцип комплектности в ходе изучения деятельности. Ключевую роль занимает психология.
Деятельность является формой активного отношения субъекта к действительности. Она направлена на достижение осознанно поставленных целей и связана с общественно значимыми ценностями, которые осваиваются через общественный опыт. В психологии предметом изучения деятельности выступают психологические компоненты. Данные компоненты направляют, регулируют и побуждают трудовую активность субъекта. Так же они реализуются в исполнительских действиях, через свойства личности. Основными психологическими свойствами являются активность, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит мотив (иногда и несколько мотивов).
В изучении деятельности существует два основных подхода: внешний и внутренний. Рассмотрим содержание каждого из подходов:

  • внешний (предметно-действенный); за счет данного подхода осуществляется анализ понятий субъекта труда и объект труда, а так же предмета, средства и условия деятельности. Предметом в данном случае является совокупность процессов и явлений, благодаря которым субъект в рабочем процессе должен мысленно или практически «оперировать». Средством является совокупность орудий, которые помогают усилить возможности по распознаванию особенностей предмета труда и воздействовать на него. Условиями является комплексная система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик.
  • внутренний (психологический); позволяет путем описания процессов и механизмов дать анализ психической регуляции деятельности. Рассматриваются и содержание, и операционные средства реализации.

Структурными компонентами деятельности являются следующие психологические образования: цель, мотивация, информационная основа, план, принятие решений, программа, психические процессы (эмоциональные, когнитивные и волевые), индивидуально-психологические свойства субъекта.
Так же одними из основных структурных компонентов являются некоторые механизмы, такие как: контроль, коррекция, произвольная регуляция.
Основными реализующими средствами деятельности являются действия. Они являются основными единицами строения деятельности и представляют собой преднамеренную и произвольную активность, которая направлена на достижение осознаваемой цели. Операции являются автоматизированными и неосознаваемыми элементами, при которых действия выступают как способы определения и выполнения деятельности.
Важнейшей психологической особенностью деятельности является наличие постоянной и стабильной структуры основных компонентов и средств ее реализации, что в свою очередь обозначается как инвариантная структура деятельности. Она может видоизменяться из-за различий в видах и формах самой деятельности. Различными остаются лишь условия, в которых реализуются внешние требования. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в психологии существуют множественные классификации видов деятельности. Рассмотрим основные классификации.
Так А.В.Коваленко все виды деятельности разделяет по следующим признакам:

  • по предметной сфере труда (трудовые профессии и специальности);
  • по специфике содержания (интеллектуальная и физическая);
  • по специфике предмета (на «субъектно-объектные» виды, где пред-метом деятельности является какой-либо материальный объект и «субъектно-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди);
  • по условиям осуществления (деятельность в нормальных и экстре-мальных условиях);
  • по общему характеру (трудовая, учебная, игровая).

Определение психологической сущности управленческой деятельности, как типа профессиональной деятельности, возможно лишь тогда, когда обращаются к фундаментальной классификации. Благодаря этой классификации все существующие типы и виды деятельности подразделяются на индивидуальную и совместную категории. Из этого следует, что психология деятельности включает два основополагающих раздела: психологию индивидуальной деятельности и психологию совместной деятельности. При этом психология индивидуальной деятельности развита лучше, чем психология совместной деятельности. Они обе имеют множество глубочайших различий, в частности, по основным психологическим характеристикам. Специфика психологии управленческой деятельности независима от определенных разновидностей, состоящих в том, что она является не только ни индивидуальной, но и не совместной и даже ни той, ни другой одновременно. Тем самым она представляется как качественно своеобразный тип деятельности, при котором совмещаются оба основных типа деятельности. Управленческая деятельность предполагает под собой наличие ряда «управляемых» субъектов, а значит, является совместной, но при этом она остается индивидуальной из-за реализации всех компонентов и средств, благодаря которым формируется структура индивидуальной деятельности. Индивидуальная деятельность руководителя, направленная на решение задач управления существенно меняется. Она представляется в развернутом виде, что резко повышает ее сложность. Однако и совместная деятельность, под воздействием на нее управления, строится по типу иерархической организации, а не как простая кооперация. В психологическом плане содержания управленческой деятельности представляет собой совмещение индивидуальной и совместной деятельности. В таком совмещении происходит своеобразное «отрицание», при котором снимаются два основных типа деятельности, но, одновременно с этим, и усиливаются основные черты индивидуальной и совместной деятельности.
Синтетическая природа управленческой деятельности является индивидуальной и совместной. При этом она определяет не только ее принадлежность к чему-то особому, какому-то специфическому типу деятельности, но и обуславливается наличием у нее ряда психологических особенностей. Она характеризуется опосредованной связью с конечными результатами функционирования организации. Обычно руководитель не только не участвует, но и не должен участвовать в создании конечного результата. По этому признаку управленческая деятельность отличается от исполнительской. Чем больше управленческая деятельность концентрируется на не исполнительских функциях и при этом освобождается от исполнительского труда, тем выше ее эффективность.
Управленческая деятельность довольно специфична по своему предмету и предполагает под собой некое воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. В связи с этим ее предметом выступают достаточно специфические объекты, которыми, в частности, являются люди. Так же специфично то, что предметом и объектом воздействия управленческой деятельности являются субъекты. Это характеризуется иным уровнем сложности, не похожим на так называемые исполнительские, которые имеют дело с «неодушевленными» объектами. Необходимо отметить следующую особенность управленческой деятельности: субъект и объект труда выступают не только идентичными по сложности, но и тождественными по основным психологическим особенностям. Руководитель имеет дело одновременно с множеством субъектов, между которыми складываются социально-психологические отношения и это составляет важный фактор управления и входит в предмет деятельности руководителя.
Таким образом, исходя из вышесказанного, управленческую деятельность можно отнести к субъектно-субъектному классу, который является более сложным, чем класс субъектно-объектной деятельности.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК