27 - 07 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Фролова Ирина Александровна, кандидат экономических наук,

директор Института высшего профессионального образования

ГАОУ ВПО «Московский городской университет

управления Правительства Москвы»

В соответствии со статьей 100 Закона о контрактной системе государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы (далее также – органы ведомственного контроля) осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В указанной статье содержится нововведение о ведомственном контроле в сфере закупок. В данной новелле видится аналогия с положением подпункта 11 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающим (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ), что главный распорядитель бюджетных средств обладает таким бюджетным полномочием, как организация и осуществление ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности .
Во исполнение статьи 100 Закона о контрактной системе постановлением Правительством Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89 для федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации утверждены Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.
Данные правила содержат лишь основы осуществления такого контроля без детальной его регламентации.
В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также утверждены соответствующие нормативные правовые акты. Однако единообразная практика по данному вопросу отсутствует.
В Москве разработан проект соответствующего постановления Правительства Москвы, который в настоящее время находится на завершающем этапе согласования и подготовке для утверждения Правительством Москвы.
Основной причиной непринятия до настоящего времени такого акта в Москве является длительный процесс согласования, вызванный сложностями с пониманием органами исполнительной власти города Москвы организации ведомственного контроля в сфере закупок, отсутствием достаточных и квалифицированных кадров в органах исполнительной власти города Москвы для его осуществления на постоянной основе, недостатком необходимой практики в России в целом, а также методических рекомендаций.
При установлении порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок возможно применение двух подходов:
1) установить общие положения осуществления данного контроля, возложив основную подробную регламентацию на органы ведомственного контроля путем издания соответствующих локальных актов;
2) детально регламентировать ведомственный контроль правовым актом, соответственно, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Оба указанных подхода имеют свои преимущества и недостатки.
1 подход дает широкие правомочия органу ведомственного контроля по регламентации данного процесса с учетом количества подведомственных заказчиков, наличия необходимых кадровых ресурсов, позволяет в полной мере учитывать специфику соответствующей отрасли государственного управления. Вместе с тем, при недостаточно четкой и полной регламентации контрольной деятельности актом органа ведомственного контроля, обусловленной разными причинами (невысокая квалификация разработчиков акта, незаинтересованность в обеспечении конкуренции, неотвратимости ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок и другим причинам), существуют риски неосуществления данного контроля в необходимом объеме и качестве, что противоречит самой идеи создания контрактной системы в сфере закупок и может стать причиной роста коррупционных проявлений в данной сфере.
К 1 подходу можно отнести, прежде всего, Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89 , и ряд актов, утвержденных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, основанных на данном постановлении Правительства Российской Федерации и практически полностью с ним совпадающих .
2 подход позволяет обеспечить единство правоприменения при реализации ведомственного контроля, что особенно важно, учитывая особый характер деятельности по контролю, установить в качестве императивных большинство норм регулирующих данную функцию, что позволяет, в том числе, снизить коррупционные риски. С другой стороны, используя 2 подход при наличии большого количества органов ведомственного контроля, на которых распространяется акт, возникают сложности в связи с различной спецификой данных органов и подведомственных заказчиков, их количеством, объемом закупок и т.п.
Более детальную регламентацию ведомственного контроля содержат акты, утвержденные до вступления в силу указанного выше постановления Правительства Российской Федерации , которые в свою очередь основаны на размещенном в открытом доступе еще в 2013 году проекте Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», разработанного Минэкономразвития России .

В связи с тем, что ведомственный контроль в сфере закупок является новеллой Закона о контрактной системе, можно прогнозировать возникновение сложностей у органов ведомственного контроля при его осуществлении, в том числе в его нормативном регулировании.
Поскольку соответствующий правовой акт субъекта Российской Федерации должен содержать общие для всех императивные нормы, а остальная детальная регламентация должна быть осуществлена самим органом ведомственного контроля, необходимо обратить внимание на закрепление в соответствующих локальных актах следующих положений.
Формирование службы ведомственного контроля должно исходить из целей и задач контроля, количества подведомственных заказчиков и специфики их деятельности или возложенных полномочий.
Основой ведомственного контроля должно быть планирование контрольной деятельности.
Для обеспечения наиболее эффективной и объективной деятельности по ведомственному контролю необходимо создание системы стимулов и условий для профессионального развития и повышения квалификации работников службы ведомственного контроля, а также обеспечение независимости, профессиональной компетентности и контроля качества деятельности службы ведомственного контроля.
При большом количестве подведомственных заказчиков целесообразно предусмотреть возможность проведения как тематических, так и комплексных проверок.
План проверок должен содержать наименование органа ведомственного контроля, перечень планируемых к проведению проверок с указанием подведомственных заказчиков, в отношении которых принято решение о проведении проверки (наименование, ИНН, адрес местонахождения), формы и предмета проверки, проверяемого периода, месяца начала проведения проверки.
Планирование осуществления ведомственного контроля должно учитывать следующие критерии отбора подведомственных заказчиков и предметов контроля:

  • существенность и значимость мероприятий государственных программ, направлений и объемов бюджетных расходов, в том числе объемов субсидий, предоставленных из бюджета города Москвы, осуществляемых подведомственными заказчиками, в отношении которых предполагается проведение контрольных мероприятий;
  • период, прошедший с момента проведения, и результаты проведения предыдущих проверок (в случае, если указанный период превышает 3 года, данный критерий должен иметь наивысший приоритет);
  • информацию о наличии признаков нарушений, поступившую от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о фактах нарушения законодательства, а также по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок.

В акте органа ведомственного контроля следует предусмотреть срок проведения проверок и порядок его продления. Например, срок проведения проверки не может превышать тридцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз, на основании приказа (распоряжения) руководителя органа ведомственного контроля или уполномоченного им должностного лица срок может быть продлен не более одного раза и общий срок проведения проверки не может составлять более шестидесяти рабочих дней, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований по предоставлению запрашиваемых документов и сведений. В последнем случае срок проведения проверки не может составлять более шести месяцев.
Целесообразно определить особенности проведения проверок различных форм.
Так, камеральная проверка, осуществляющаяся по месту нахождения службы ведомственного контроля на основании представленных по ее запросу контрактов, отчетности и прочей документации, касающейся предмета контроля, должна начинаться с запроса (служебного письма), который должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, а также срок их представления.
Документы и информация, необходимые для проведения проверки, представляются в подлиннике, или представляются их копии, заверенные подведомственными заказчиками в установленном порядке.
Информация также может быть получена посредством использования автоматизированных информационных систем, официальных сайтов в сети Интернет и официальных печатных изданий.
Запросы о представлении документов и информации вручаются руководителю, иным уполномоченным представителям подведомственного заказчика либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения адресатом, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
Срок представления документов и информации устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения такого запроса.
При проведении камеральной проверки в срок ее проведения не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса до даты представления подведомственным заказчиком документов и материалов.
В ходе выездных проверок проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности подведомственного заказчика. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам о планировании и осуществлении закупок, финансовым, бухгалтерским, отчетным документам, касающимся исполнения контрактов и использования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг, иным документам подведомственного заказчика в сфере закупок, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц подведомственного заказчика и другими действиями по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных обмеров и другими действиями по контролю.
Выездная проверка может быть приостановлена руководителем органа ведомственного контроля на основании мотивированного обращения руководителя службы ведомственного контроля:

  • при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бухгалтерского (бюджетного) учета у подведомственного заказчика на период восстановления им документов, необходимых для проведения выездной проверки, а также приведения в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
  • на период исполнения запросов, направленных в компетентные государственные органы;
  • в случае непредставления подведомственным заказчиком документов и информации или представления неполного комплекта истребуемых документов и информации и (или) при воспрепятствовании проведению проверки или уклонению от проверки;
  • при необходимости исследования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг и (или) документов, находящихся не по месту нахождения подведомственного заказчика;
  • при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки по причинам, независящим от инспекции;
  • на время приостановления выездной проверки течение ее срока прерывается.

В срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении проверки руководитель органа ведомственного контроля или уполномоченное им должностное лицо:

  • письменно извещает подведомственного заказчика о приостановлении проверки и о причинах приостановления;
  • может принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации и способствующие возобновлению проверки меры по устранению препятствий в проведении проверки.

В течение трех рабочих дней со дня получения сведений об устранении причин приостановления проверки руководитель Органа ведомственного контроля или уполномоченное им должностное лицо:

  • принимает решение о возобновлении проведения выездной проверки;
  • информирует подведомственного заказчика о возобновлении выездной проверки.

Также целесообразно установить следующие обязанности подведомственного заказчика во время проведения проверки:

  • не препятствовать проведению проверки, в том числе обеспечивать право беспрепятственного доступа инспекции на территорию, в помещения с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;
  • по письменному запросу инспекции представлять в установленные в запросе сроки необходимые для проведения проверки оригиналы и (или) копии документов и сведений;
  • обеспечивать необходимые условия для работы инспекции, в том числе предоставлять помещения для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые для проведения проверки средства и оборудование, указанные в приказе (распоряжении) о проведении проверки.

Требования к оформлению результатов проверок можно установить в следующем объеме.
Акт проверки состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть акта проверки должна содержать:
а) наименование органа ведомственного контроля;
б) номер, дату и место составления акта проверки;
в) дату и номер приказа (распоряжения) о проведении проверки;
г) основания, предмет и сроки осуществления проверки;
д) период проведения проверки;
е) фамилии, имена, отчества (при наличии), наименования должностей членов инспекции, проводивших проверку;
ж) наименование, адрес местонахождения подведомственного заказчика, в отношении закупок которого принято решение о проведении проверки.
В мотивировочной части акта проверки должны быть указаны:
а) обстоятельства, установленные при проведении проверки и обосновывающие выводы инспекции;
б) нормы законодательства, которыми руководствовалась инспекция при квалификации наличия/отсутствия нарушений в сфере закупок;
в) сведения о нарушении требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, последствиях этих нарушений.
Резолютивная часть акта проверки должна содержать выводы инспекции о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок со ссылками на конкретные нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок, нарушение которых было установлено в результате проведения проверки.
Акт проверки подписывается всеми членами инспекции.
Копия акта проверки направляется подведомственному заказчику в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания.
Подведомственный заказчик в течение десяти рабочих дней со дня получения копии акта проверки вправе представить в орган ведомственного контроля письменные возражения по фактам, изложенным в акте, которые приобщаются к материалам проверки.
По результатам проверки руководитель службы ведомственного контроля не позднее десяти рабочих дней с момента представления подведомственным заказчиком письменных возражений по фактам, изложенным в акте проверки, представляет руководителю органа ведомственного контроля или уполномоченному им должностному лицу отчет о проведенной проверке. В случае отсутствия письменных возражений по фактам, изложенным в акте проверки, отчет о проведенной проверке представляется не позднее десяти рабочих дней со дня получения подведомственным заказчиком копии акта.
Отчет о проведенной проверке представляет собой документ, содержащий информацию об основных итогах проверки, и должен включать следующее:
1. Сведения о подведомственном заказчике.
2. Сроки проведения проверки и проверяемый период.
3. Метод, форму и способ проведения проверки.
4. Результат проверки, в том числе сведения о должностных лицах (работниках) подведомственного заказчика, действия (бездействие) которых повлекли нарушения в сфере закупок, наличии признаков административных правонарушений либо преступлений, а также предложения о мерах по устранению выявленных нарушений.
Таким образом, рассмотренные основные аспекты организации ведомственного контроля в сфере закупок тесно связаны с положениями теории организаций и организационного поведения.

Список источников:

Нормативные источники (федеральный уровень)

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
3. Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 7. – Ст. 683.
4. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru/project/7882.html?point=view_project&stage=2&stage_id=4361.
5. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 68702-6 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.

Нормативные источники (уровень субъектов Российской Федерации)

6. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.02.2014 № 40 «О Порядке осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Адыгея» // Собрание законодательства Республики Адыгея. – 2014. – № 2.
7. Постановление Правительства Республики Коми от 08.04.2014 № 144 «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Республики Коми» // Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации». – http://law.rkomi.ru/. – 08.04.2014.
8. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 20.01.2014 № 4 «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл» // Официальный интернет-портал Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru. – 20.01.2014.
9. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2014 № 259 «Об утверждении Порядка осуществления органами исполнительной власти Краснодарского края ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении подведомственных им заказчиков» // Официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru. – 02.04.2014.
10. Постановление Правительства Республики Тыва от 28.12.2013№ 760 «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Республики Тыва» // Официальный портал Республики Тыва http://gov.tuva.ru. – 31.12.2013.
11. Постановление Правительства Ставропольского края от 31.12.2013 № 539-п «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ставропольского края» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
12. Постановление Правительства Амурской области от 10.01.2014 № 1 «Об утверждении Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Амурской области» // Амурская правда. – 2014. – № 8 и другие.

Литература:

13. Андреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 11. – С. 3 – 16; Андреева Л.В. Реформа государственных и муниципальных закупок: основные нововведения // Право и экономика. – 2013. – № 8. – С. 4 - 10.
14. Беспалов М.В. Контрактная система в сфере закупок бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2014. – № 1. – С. 22 - 26.
15. Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2013. – 592 с.
16. Гусев А. Ведомственный контроль госзаказа // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. – 2013. – № 11. – С. 71 - 77.
17. Заболонкова О. Особенности осуществления отдельных видов закупок и контроль в сфере закупок // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2013. № – 12. – С. 46 - 54.
18. Королева Я.Ю. Законопрогноз: о контроле, отпусках и культурном развитии // Руководитель бюджетной организации. – 2014. – № 1. – С. 23 - 30.
19. Лобов А.Ю. Сравнительная характеристика Закона о размещении заказов и Закона о контрактной системе // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс.
20. Соболь О.С. Контроль антимонопольного органа в сфере закупок товаров для обеспечения публичных нужд: новации нормативного регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 11. – С. 42 - 47.
21. Трефилова Т.Н. Федеральные законы № 44-ФЗ и № 94-ФЗ: сравнительный аналитический обзор // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК