19 - 12 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Брысина Лидия Анатольевна, учитель-логопед,

МБОУ ДО ППМС центр «Шанс», г. Серпухов

Язык коммуникативен. Его сущность, смысл и ценность в том, что он служит объединению людей. Устная речь требует быстрой реакции, умения на лету найти нужное слово, молниеносно ощутить его органичность в контексте. В устной речи нет времени для отбора слов, для серьёзного размышления над ними. При нарушении дыхания в речи появляются запинки. Таким образом, устная речь становится затруднённой. При обследовании слабоуспевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание. Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. Следует отметить, что речевое дыхание отличается от физиологического дыхания. Необходимо обращать внимание на то, как дышит ребёнок. Правильно дышать нужно через нос, а не через рот.
Во-первых, воздуха в лёгкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода.
Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно.
В-третьих, дети, дышащие через рот, раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы.
В связи с этим возникает необходимость проводить работу над речевым дыханием.
Главная цель заключается в том, чтобы научить ребёнка одновременно дышать и говорить. Упражнения проводятся в игровой форме. Они вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние. В процессе проведения дыхательных физкультминуток движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке.
При проведении коррекциконной работы над звукопроизношением необходимо осуществлять дыхательную и артикуляционную гимнастику, упражнения по формированию общей моторики, зрительного и слухового восприятия.
Существуют определённые условия проведения дыхательной гимнастики.

  • Заниматься нужно до еды в хорошо проветренном помещении.
  • Необходимо строго дозировать количество и темп упражнений.
  • Необходимо систематически выполнять упражнения.
  • Сложность упражнений зависит от возрастных особенностей.
  • Занятия необходимо проводить в игровой форме.
  • Не нужно делать слишком большой вдох.
  • На длительном выдохе следует вводить голосовые упражнения.
  • Нужно следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи и шею.
  • Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения не кружилась голова у ребёнка.
  • Движения нужно производить плавно, медленно, под счет.
  • Важно сочетать дыхательные упражнения с артикуляционной гимнастикой.

Работа над дыханием проходит в несколько этапов.
1. Постановка речевого дыхания.
2. Упражнения на активизацию мускулатуры шеи, гортани, языка, губ, нижней челюсти.
3. Упражнения для постановки голоса.
4. Упражнения для тренировки поставленного голоса.

Можно выделить следующие виды дыхательных упражнений.
1. С детьми отрабатывается сильная воздушная струя и плавная воздушная струя. Педагог, к примеру, предлагает совершить прогулку в сказочный в лес. Чтобы попасть в сказочный лес, надо наполниться волшебной силой. Сделаем носом вдох, а выдох - ртом. Данное упражнение можно выполнять под музыку.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом –
Мы подуем высоко,
(Дети поднимают руки вверх, встают на носки, дуют)
Мы подуем низко,
(Вытягивают руки перед собой,
Приседают и дуют).
Мы подуем далеко,
(Держат руки перед собой, наклоняются вперед, дуют)
Мы подуем близко.
(Кладут руки на грудь и дуют на них)
Наполнились мы с вами волшебной силой и теперь отправляемся в путь.
2. Упражнения на выработку дифференцированного дыхания: вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом.
3. Чтобы подготовить речевой аппарат к артикуляционной гимнастике при постановки некоторых звуков, используются упражнения с предметами.
«Футбол»
Из кусочка ваты скатывается мячик. Ребенок дует на высунутый язык, стараясь струей загнать мяч в ворота - кубики. Данное упражнение может выполняться в парах.
«Султанчик»
Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка. Дыхание остаётся прежним: через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч.
«Игрушки»
Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.
«Шторм в стакане»
Посредине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, не надувая щеки.
«Цветы распускаются»
Дети располагаются произвольно (сидят, стоят); руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. По команде отводят в стороны сначала большие пальчики, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы, при этом выполняется глубокий вдох через нос (цветок распустился). Затем также последовательно пальчики сжимаются в кулачки на выдохе (цветок закрылся). (Повторять 4-6 раз.).
4. Упражнения, направленные на формирование умения произносить звук на выдохе. Например, закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] (3-8 раз).
5. Упражнения, направленные на формирование умения произносить слоги на выдохе: тяв-тяв-тяв; тук-тук-тук; мур-мур-мур-мур; бам-бам-бам-бам; цып-цып-цып-цып-цып.
Данные упражнения можно сопровождать произведениями в стихотворной форме.
6. Упражнения, направленные на формирование умения делать глубокий вдох и на выдохе протяжно произносить: ма-а-а-а..., на-а-а-а...
7. Упражнения, направленные на развития дыхания и голоса. Например, соединить руки и произнести протяжно [о], при этом разводя руки в стороны. Затем коротко произнести [о].
8. Упражнения, направленные на формирование умения произносить слова: машина, велосипед, холодильник и пр.
9. Упражнения, направленные на формирование умения произносить фразы из 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 слов с коротким вдохом и длительным выдохом: Наши гуси у пруда га-га-га.
Данные упражнения помогают избежать появления речевых запинок. В результате правильного выполнения заданий формирует умение распределять дыхание по словам, фразам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зубко И.Л., Никитина Е.М. О правильном дыхании // Научно-методический журнал «Логопед». М.: «»ТЦ СФЕРА», № 4, 2007. - С. 114-119.
2. Развитие речи детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 221 с.
3. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 221 с.
4. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 221 с.
5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительные группы) - М. ВАКО, 2006. - 176

Яндекс.Метрика    ЦОиНК