24 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Даниелян Наталья Геннадиевна,

МОУ гимназия №7 г. Лыткарино


(технология обучения спонтанной иноязычной речи на базе исследований спонтанной речи Жабина Д.В., Бондарко Л.В., Выготского Л.С.)

Цель: обучить участников занятия приемам преодоления коммуникативных (языковых и речевых) барьеров.
Задачи:

  • умение осознать и принять наличие чувства беспокойства при ситуации общения на иностранном (и не только) языке;
  • умение распознать и проанализировать причины возникновения данного состояния;
  • развитие способности контролировать и подавлять чувство беспокойства при ситуации общения;
  • развитие умений эффективного спонтанного общения.

Возраст: взрослые, представляющие школьников
Размер группы: 8-16
Ресурсы:

  • проектор, экран
  • кубик Рубика

Время: 45 минут.

План мастер-класса:

1. Разминка: подсчет букв.
2. Спонтанная речь. Отличительные особенности. Примеры.
3. Чувство беспокойства, страха общения. Причины возникновения.
4. Методы самокоррекции отношения к неподготовленной речи:

  • Принимаем беспокойство.
  • Переосмысливаем свою речь не как образцовое представление, а как обычный разговор.
  •  Используем двусторонние вопросы (вопросы в диалоге).
  •  Используем «разговорный» язык.
  •  Концентрируемся на настоящем. (прием «Скороговорки»)

5. Определение и анализ четырех шагов к эффективной спонтанной речи.

  • ШАГ №1: УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ ЭТО ИНАЧЕ!».
  •  ШАГ №2: УПРАЖНЕНИЕ «ПРИМИ МОЙ ПОДАРОК!»
  •  ШАГ №3: УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЬСЯ И ВСЛУШАЙСЯ!»
  •  ШАГ №4: УПРАЖНЕНИЕ «РАССКАЖИ СВОЮ ИСТОРИЮ!» (две структуры и упражнения по структурам)

6. Рефлексия.

Ход занятия:

1. Разминка: подсчет букв.
Первое, о чем я хочу вас попросить: посчитайте количество букв С и Т в данном предложении. (слайд) Сколько их было всего? Три? Четыре? Кто насчитал больше? А теперь давайте еще раз посмотрим на экран и посчитаем вместе. Как вы думаете, почему в первый раз результат не порадовал каждого из вас?
2. Спонтанная речь. Отличительные особенности.
В ситуации неподготовленного общения мы не всегда проявляем себя наиболее эффективно. Сегодня мы будем говорить о деталях индивидуального подхода, индивидуального отношения, индивидуальных приемах, способных изменить состояние, которое мы испытываем, общаясь с окружающими. Речь идет о ситуациях спонтанной коммуникации, когда нас попросили высказаться без подготовки, здесь и сейчас.
3. Чувство беспокойства, страха общения. Причины возникновения.
Большинство людей испытывают чувство беспокойства и даже страха, столкнувшись с необходимостью высказывать свою точку зрения в присутствии окружающих. Особенно наглядно данное состояние проявляется в ситуации «вопрос-ответ». Очевидно, что чувство страха общения должно быть взято под контроль., т.е. нам необходимо научиться управлять беспокойством. Прежде чем попытаться подавить чувство беспокойства, нужно признать, что данное чувство в некоторой степени помогает нам: дает энергию, помогает сфокусироваться на важном. Что чувствуем мы, наблюдая или общаясь с человеком, испытывающим коммуникативные трудности (языковые или речевые)? Что мы делаем? Киваем, «не замечаем», говорим вместо собеседника? А как при этом ощущает себя человек, испытывающий стресс общения? Помогает ли ему наша реакция? Нет. Нам необходимо научиться управлять нашим беспокойством. Поскольку только при комфортном общении мы способны эффективно передавать и принимать информацию.
4. Методы самокоррекции отношения к неподготовленной речи.
Именно на учителя возложена ответственность за то, чтобы все участники общения чувствовали себя комфортно. А значит – необходимо научить учащихся управлять беспокойством.
Позвольте представить несколько техник, которыми можно воспользоваться прямо сейчас, чтобы чувствовать себя более комфортно.

  • Принимаем беспокойство.

Как правило, чувство беспокойства овладевает нами на начальном этапе общения. Наше тело начинает реагировать (пересыхает в горле, потеют ладони, дрожат ноги и прочее). Что мы делаем в этот момент? (Мысленно кричим: «Боже мой, я нервничаю, сейчас все заметят, КАК я нервничаю!») Что нужно сделать при первых признаках охватывающего нами беспокойства? Нужно просто принять свое беспокойство, глубоко вздохнуть и мысленно себе сказать: «Привет! Это я, испытывающий беспокойство. Я это осознаю, принимаю, ПОСКОЛЬКУ ЭТО НОРМАЛЬНО, и собираюсь с этим что-то сделать». На данном этапе нет необходимости уменьшить чувство беспокойства, важнее не дать ему усилиться.

  • Переосмысливаем свою речь не как образцовое представление, а как обычный разговор.

Многие из вас занимались танцами, спортом. Безусловно, вы четко знали, как правильно/неправильно делать то или иное движение, действие. Сделаете не совсем верно – совершите ошибку. Однако, когда вы общаетесь, нет единственно верного способа донести ваши мысли.

  • Используем двусторонние вопросы (вопросы в диалоге).

С какого приема я начала наш мастер-класс? Правильно, я попросила вас посчитать количество букв в предложении. Для чего? Я создала ситуацию «вопрос-ответ», вовлекла вас в процесс общения. Используйте вопросы! Они могут быть разными: риторические, опросы, для получения специфической информации. Такой прием позволяет построить своеобразную «разговорную программу».

  • Используем «разговорный» язык.

Существует язык, который дистанциирует нас. К примеру, какая фраза является более привычной для восприятия – «Ты можешь помочь мне с этим заданием?» или «Не мог бы ты быть настолько любезен, чтобы помочь мне с этим заданием?» Также рекомендуется использовать больше личных местоимений: вместо фразы «Представляется значимым для присутствующих....» сказать «... важно для всех нас». Вот еще один пример. Какая фраза более располагает к обсуждению: «Шаг первый. ... Шаг второй. ... Шаг третий. ...» либо «Первое, что нам следует сделать, это .... Второе, ...»?

  • Концентрируемся на настоящем.

Многие из нас в момент речи беспокоятся о будущих последствиях. Ученики, например, беспокоятся о том, какую оценку они получат за ответ. Если мы научимся концентрироваться на настоящем, мы будем не настолько беспокоиться о нашем будущем состоянии, а следовательно, будем не так сильно нервничать. Для преодоления беспокойства необходимо ориентироваться на настоящее.
(ПРИЕМ «СКОРОГОВОРКИ»: КОНЦЕНТРИРУЕМСЯ НА НАСТОЯЩЕМ»)
Проговаривая скороговорки, мы одновременно решаем две задачи: фокусируемся на настоящем (крайне сложно не сбиться, думая о посторонних вещах, будущих событиях) и «смягчаем» голос, тем самым подготавливая себя к речи.
5. Определение и анализ четырех шагов к эффективной спонтанной речи.

  • ШАГ №1: УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ ЭТО ИНАЧЕ!».

Я попрошу вас встать. В течение 30 секунд указывая на окружающие вас предметы или людей, громко назовите их как угодно, но не так, как они называются. Воспринимайте это как игру. Мы, кстати, «поиграем» в нее дважды. Спасибо. Теперь задумайтесь: вы заметили что-то специфическое в словах, которые вы называли? Возможно, вы следовали какому-либо алгоритму? Может, кто-то называл только фрукты или овощи? Или вы называли слова, начинающиеся с одной и той же буквы? Таким образом ваш мозг пытается подчинить логике нечто нелогичное и неправильное. (То же самое происходит в классе, когда перед учащимися стоит задача спонтанно говорить. Мозг ребенка предлагает ему множество алгоритмов выражения речи, но тем самым лишь отвлекает его, мешая импровизировать.) Итак, выполним данное упражнение еще раз, поблагодарив наш мозг за его старания, но проигнорируем его помощь. Сейчас у вас есть 15 секунд. Спасибо. Присаживайтесь. Вы заметили разницу между первым и вторым выполнением упражнения?
Это чудесная игра, тренирующая мозг мыслить импровизированно, тем самым подготавливая нас к спонтанной речи, когда излишнее давление на себя, попытки разобраться, КАК правильно высказать свою мысль, могут лишь помешать.

  •  ШАГ №2: УПРАЖНЕНИЕ «ПРИМИ МОЙ ПОДАРОК!»

(Стремиться быть идеальным не всегда правильно. Позвольте себе быть простым и даже банальным. Если вы позволите себе это, вы достигнете бОльшего. Речь идет о том, что нацелившись на нечто совершенное, есть вероятность нескольких «пере»: переоценить, перенапрячься, переволноваться... Позвольте себе быть банальными, без излишне завышенных требований к себе. Давайте попробуем относиться к общению как К ВОЗМОЖНОСТИ, не как к вызову или испытанию. К примеру, ситуация «вопрос-ответ» - это возможность объясниться и понять, что думают другие. Такое отношение дает больше свободны для ответной реакции, то есть для ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.)
Итак, второе упражнение. Давайте представим, что сегодня у нас День подарков: мы все будем обмениваться подарками, которые «принесли с собой». Для этого выберите себе партнера, находящегося рядом с вами. Вам обоим нужно обменяться воображаемыми подарками. Представьте, что у вас в руках коробка с вашим подарком. Она может быть большая или маленькая, тяжелая или легкая. Вы вручаете свой «подарок» партнеру. Он принимает его, открывает его и говорит, ЧТО вы ему подарили (первое, что вам приходит на ум в этот момент, излишне не анализируя). А вот «подарившему» нужно после этого сказать: «Я так рад, что тебе понравился мой подарок. Я знал, что ты хотел получить ..., ПОТОМУ ЧТО ...» То есть необходимо отреагировать, импровизируя. Пожалуйста, отнеситесь к этой игре как к ВОЗМОЖНОСТИ пообщаться, взаимодействуя. Затем вы меняетесь ролями. Не забудьте поблагодарить за «подарок»
Что вам «подарили»? Удивило ли вас то, ЧТО вы «подарили»?
Для «принимающего» подарок данное упражнение позволяет общаться в непривычном русле, игнорируя мозг (как в предыдущем упражнении), а для «подарившего» -
Вы все переформулировали спонтанную речь в возможность взаимодействовать. Испытывали ли вы при этом сильное беспокойство, желание защититься? Или же вы получили удовольствие от взаимодействия и неподготовленной коммуникации?

  •  ШАГ №3: УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЬСЯ И ВСЛУШАЙСЯ!»

(Для эффективного общения необходимо понимать собеседника. Но часто мы «забегаем вперед»:и мы слушаем ровно столько, чтобы уловить суть сказанного нашим собеседником, и нам кажется, что этого достаточно, одновременно думая, что сказать в ответ. В этом часто кроется недопонимание, искажение информации.)
Для выполнения этого упражнения вам необходимо П-Р-О-И-З-Н-О-С-И-Т-Ь-В-С-Ё-П-О-Б-У-К-В-А-М. Что я сказала? Вы с выбранным ранее партнером предстоит коротенький разговор о чем-то веселом, чем вы собираетесь заняться сегодня. Но рассказать о своих планах нужно П-О-Б-У-К-В-А-М. Итак, 30 секунд для каждого партнера. Что вы заметили?
Вам пришлось сфокусироваться на словах вашего собеседника и слушать. И при этом вам не удавалось мыслями «забегать вперед», анализируя что сказать в ответ. Вам пришлось концентрироваться на настоящем. Когда вы слушаете и искренне пытаетесь понять, что ваш собеседник пытается вам сказать, вы можете дать более качественный, нацеленный ответ.

  • ШАГ№4: УПРАЖНЕНИЕ «РАССКАЖИ СВОЮ ИСТОРИЮ!»

(Все истории имеют определенную структуру. Нам приходится отвечать структурированно. Ключом к успешной спонтанной речи (да и к подготовленной в том числе) является наличие какой-либо структуры. Давайте рассмотрим две из многочисленных вариаций коммуникативных структур в ситуации спонтанного общения. Но прежде вопрос. Как вам кажется, какую информацию нам легче воспринять: структурированную или не подчиненную какой-либо схеме? Приведу пример: телефонные номера. Чтобы их было проще запоминать, мы разбиваем их на подгруппы из 2-3 цифр. То же касается и спонтанной речи. )

Структура №1 («ВОЗМОЖНОСТЬ-РЕШЕНИЕ-ПОЛЬЗА»)
Мы начинаем с того, КАКАЯ нам представилась возможность, затем – КАКИЕ ШАГИ мы можем предпринять при такой возможности, и наконец – ЧТО нам это даст.
Данная структура может помочь быстро сориентироваться в ситуации общения, здесь и сейчас.
Структура №2 («ЧТО?-И ЧТО?-А ЧТО ТЕПЕРЬ?»)
Мы начинаем с рассказа о том, ЧТО это, затем – ПОЧЕМУ это важно, а напоследок – КАКИЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ ВЫВОДЫ можно сделать.
Данная структура – чудесный помощник в ситуации «вопрос-ответ». (При необходимости можно заменить ЧТО на КТО: КТО они, ПОЧЕМУ они важны и ЧТО нам с ними делать.)
Суть в том, что в ситуации спонтанной коммуникации нам приходится делать две вещи одновременно: думать о том, ЧТО сказать и КАК сказать. Данные структуры помогают с тем, КАК сказать.
УПРАЖНЕНИЕ ПО СТРУКТУРАМ №1/№2 «ПРЕДЛОЖИ ЭТО!»
(Предлагается кубик Рубика)
Структуры позволяют чувствовать себя более раскрепощенно, представляя, что вы собираетесь говорить.
6. Рефлексия.

  •  Что нового о спонтанной речи вы узнали на нашем занятии?
  •  Какие приемы вам показались эффективными, какие нет?
  •  Что из предложенного на занятии вы хотели бы использовать в своей дальнейшей работе?
  •  Можно ли сделать вывод, что понимание проблемы возникновения барьеров коммуникации в совокупности с предложенными техниками коррекции и правильной мотивации могут помочь овладеть умениями эффективной спонтанной речи как в работе, так и в жизни?

Используемая литература:

1. Бондарко Л.В. Спонтанная речь и организация системы языка// Бюллетень Фонетического Фонда №8 "Фонетические свойства русской спонтанной речи"/ Под ред. Л.В. Бондарко, М. Краузе. - СПб, 2001. - с.17-23.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1996. 416 с.
3. Жабин Д.В. Формальные признаки спонтанной речи говорящего в ситуации стресса: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Воронеж, 2006. - 330с.
4. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР. Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин, 2009.
5. Тезекбаева Г.А. Спонтанная речь как объект лингвистики//Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика.2011, №1// http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2011/01/2011-01-20.pdf

Яндекс.Метрика    ЦОиНК