24 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Тюкова Анна Васильевна,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры теории и методики воспитания
Владимирского института развития образования им Л.И. Новиковой г.Владимира,
Почетный работник основного общего образования РФ,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №17, г.Ковров

Тенденции развития современного общества диктуют необходимость построения системы образования инновационного типа, призванной реализовывать современную образовательную парадигму, основным содержанием которой является индивидуализация и личностно-ориентированное образование, возрастание возможности творческой самореализации в образовательном процессе, синергия сотрудничества учителя и учащихся. Именно исследовательская деятельность в своей сущности предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путем «проб и ошибок», озарением, личностно значимыми открытиями. Обеспечить все выше сказанное помогает информационно-образовательная среда.
Информационно-образовательная среда — это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанного с человеком как субъектом образования. Важнейшим свойством информационно-образовательной среды, позволяющим по-новому решать многие дидактические цели, является интерактивность. Интерактивность в информационно-образовательной среде — это возможность ученика взаимоде йствовать с элементами среды для достижения своих познавательных целей. То есть в процессе обучения, помимо двух действующих субъектов — учителя и ученика, появляется ещё один элемент, который может оказывать существенное влияние на ход и результаты обучения.
Так одним из направлений в моей педагогической деятельности является работа в системе Moodle. Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - это свободная система управления обучением, ориентированая прежде всего на организацию взаимодействия между учителем и учениками; она подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения. Можно разделить модули Moodle для представления материалов курса на статические (ресурсы курса) и интерактивные (элементы курса). К ресурсам курса относятся: текстовая страница, веб-страница, ссылка на файл или веб-страницу, ссылка на каталог, пояснение. К интерактивным элементам курса относятся: лекция, задания, тест, форум, чат, глоссарий, Wiki.
Таким образом, система Moodle позволяет реализовать все основные механизмы общения: перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга); интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия); коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).
На наш взгляд, значимым компонентом данной информационно-образовательной среды для организации исследовательской деятельности учащихся является коммуникационный. Одним из средств, позволяющим ученикам общаться с учителем, а также между собой, является - форум (общий для всех учащихся на главной странице программы, а также различные частные форумы).
Элемент Форум используется для организации дискуссии и группируются по темам.

После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими. Это особенно удобно для новых членов группы, для быстрого освоения основных задач, над которыми работает группа. История обсуждения этих проблем сохраняется в базе данных. Пользователь также может сыграть и более активную роль в обсуждении, предлагая свои варианты ответов, комментарии и новые темы для обсуждения.

Итак, при организации исследовательской деятельности учащихся Форум удобен для обсуждения актуальных проблем современности, для проведения консультаций, отработки навыков оформления сносок, библиографического материала, для подготовки учащихся к публичным выступлениям. Форум можно использовать и для загрузки учащимися файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.
Наибольшие сложности у школьников вызывает выбор темы и написание введения к исследовательской работе. Научное исследование всегда начинается с постановки проблемы и ее ограничения. Тема определяет направление исследования и методологию работы. Она должна быть оригинальной и в то же время подкрепленной историческими источниками. Актуальность проводимого исследования определяется тем, как оно способствует лучшему пониманию прошлого и современного общества и человека. Не всем удается четко сформулировать цель и задачи работы. Что мы хотим исследовать, проанализировать, изучить? Без формулировки главной цели нельзя выделить задачи исследования, а значит, провести поиск и отбор источников и исследовательской литературы. Нет цели – значит, невозможен сам процесс исследования, не будет выводов и практических рекомендаций.

Поэтому я предлагаю ребятам самим выявить и обсудить наиболее значимые проблемы современности, создав форум «Что актуально сегодня?»

В текстах исследовательских работ часто отсутствует научно-справочный аппарат (ссылки). Конечно, оформление исследовательской работы по правилам, общепринятым в научном сообществе, дело нелегкое. Но именно в этом направлении особенно важна помощь руководителя, квалификация которого обязательно предполагает навык написания и защиты учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ.
Форум позволяет не только мне, но и другим ученикам отрабатывать навык оформления сносок, отслеживая, исправляя типичные ошибки друг друга.

На практике часто бывает так: работа отличная, но автор не может достойно её представить. Создается впечатление, что он впервые видит текст, поэтому особое внимание необходимо уделять развитию навыков презентации и публичных выступлений: речевое мастерство; способы снятия эмоционального напряжения перед выступлениями. Выступающий должен четко разграничивать, что именно является констатацией фактов и взаимосвязей, а что – личным мнением и оценкой. Объективность, которая следует из краткого обзора литературы и источников, позволяет оценить самостоятельный вклад автора в изучаемую проблему и определяется во вводной части выступления. Для решения данных проблем в своей педагогической практике я использую форумы «Учимся задавать вопросы» и «Учимся писать тезисы».
Форум «Учимся задавать вопросы!» позволяет всем участникам учебного процесса выбирать удобное время занятий, то есть время на ознакомление с работой, обдумывание и формулировку корректного вопроса по заданной теме. У автора же обсуждаемой работы есть время подготовить грамотный ответ на вопрос.

Форум «Учимся писать тезисы» настраиваться таким образом, чтобы учащиеся могли загрузить свои файлы-тезисы. Это позволяет осуществлять постоянный контакт ученика с учителем: своевременно связаться с преподавателем в процессе обучения, задать вопрос, получить индивидуальную консультацию по написанию тезисов.

Добавление форума.

1. Добавить элемент курса — Форум.
Для того чтобы добавить форум в курс, перейдите в режим Редактирование и выберите из меню Добавить элемент курса пункт Форум.

На экране откроется окно, в котором вы зададите параметры, определяющие характер и особенности создаваемого форума.

2. Заполните обязательные поля: «Название форума» и «Вступление для форума».

Название форума: Назвать форум вы можете по своему усмотрению.
Это название появится на странице курса рядом со значком

Тип форума: Даст возможность выбрать один из трех вариантов организации обсуждения в форуме:

  • Простое обсуждение - в простом обсуждении ученики могут высказываться по предложенной преподавателем теме, могут отвечать на сообщения друг друга, но не могут создавать новую тему для обсуждения.
  • Стандартный общецелевой форум - в стандартном форуме для обсуждения все участники форума в любое время могут начать обсуждение новой темы (если вы не задали ограничений). Стандартные форумы используются наиболее часто.
  • Каждый посылает одну тему - каждый ученик может предложить новую тему разговора (как ясно из названия, только одну). Этот вариант может быть полезен в том случае, когда они работают над разными темами, отчетами, книгами и т. д. Отвечать участники форума могут каждый каждому.

Вступление для форума: В этом поле рекомендуется сформулировать цель, ради которой создан данный форум. Если он посвящен изучению какой-либо темы курса, то вступлением может служить название темы.

3. Скорректируйте остальные настройки форума.

 

Существует возможность принудительной подписки участников курса на форум. Тогда сообщение, которое появляется на форуме, автоматически будет рассылается участникам курса при помощи электронной почты. При этом если опция «Подписать всех на этот форум» имеет значение «Да, всегда», то тогда все участники курса будут получать рассылку без возможности от нее отказаться, если значение опции «Да, с возможностью отписаться», то при желании участники курса могут отказаться от этой рассылки.
Если включен режим отслеживания, то для участника курса сообщения, с которыми он еще не ознакомился, будут помечаться. При этом преподаватель может либо установить обязательный режим отслеживания, либо позволить ученикам самим решать, включать ли этот режим.
Опция «Максимальный размер вложений». При работе в Moodle любой участник может разместить в форуме не только текстовое сообщение, но и прикрепить к нему файл. Данный параметр задает максимальный размер вложения (файла), что дает возможность ограничивать объем информации, которую студенты загрузят. Это важно для экономии дискового пространства на сервере.
Если предполагается оценивать выступления участников на форуме, то необходимо настроить опции группы «Оценка».
Опции «Количество сообщений для блокирования» позволяют настроить количество сообщений, которое может передать один пользователь. Как только количество сообщений превысит допустимую норму, этот участник будет заблокирован на определенное время (в зависимости от установок).
Обратите внимание: если вы хотите, чтобы все ученики курса работали в форуме как единый коллектив, то в опции «Групповой метод» выбирайте метод "Нет групп". Иначе дети из различных групп не смогут отвечать друг другу. Для каждого элемента, поддерживающего групповой режим, можно выбрать его собственный метод. Если же для курса установлен единый групповой режим, то установки каждого отдельного элемента курса игнорируются.
Последнее, что вам остаётся сделать, прежде чем вы нажмете кнопку «сохранить», решить: пора ли открывать форум для учеников. Для этой цели предназначено окно «Доступно для учеников».
Нажатие на кнопку «Save and return to course» завершает создание форума.
Подводя итог выше сказанному, хотелось бы резюмировать следующее: в изменившемся обществе система образования без использования информационно-коммуникационных технологий просто немыслима. Процесс обучения с использованием модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды имеет ряд преимуществ, позволяющих реализовать основные методические принципы:

  • огромный мотивационный потенциал;
  • большая степень интерактивности обучения, чем работа в аудитории;
  • отсутствие «ошибкобоязни»;
  • возможность многократных повторений изучаемого материала;
  • динамичность доступа к информации;
  • соответствие принципу развивающего обучения;
  • индивидуализация;
  • обеспечение наглядности и многовариантность представления информации.

Все перечисленные свойства данной обучающей программы помогают решить одну из основных задач современного образования - формирование у обучаемых критического мышления и коммуникативной компетенции.

Интернет-ресурсы

1. Сайт ДО МБОУ СОШ №17 MOODLE [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school17kovrov.ru/moodle/course/view.php?id=58
2. Господарик Ю.П. Дистанционное обучение истории и средняя школа. [Электронный ресурс] – Режим доступа: // http://www.ejoe.ru/sod/00/5_00/go.html

Яндекс.Метрика    ЦОиНК