24 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Сочинева Светлана Ефремовна, Гришакина Ольга Петровна,

Чеховское отделение Общероссийской общественной организации

«Национальная система развития научной, творческой и инновационной

деятельности молодежи России «Интеграция», г. Чехов Московской области

Мастер-класс – это занятие для заинтересованных в данной теме вопроса слушателей, молодых специалистов, студентов, старшеклассников, которое сочетает в себе теоретические материалы по теме и их практическое применение на основе опыта дающего мастер-класс специалиста, его рекомендации по эффективному использованию методики, технологии, на основе его личных идей и находок.
Мастер-класс «Основы исследовательской культуры» может быть организован для педагогов, занимающихся с обучающимися исследовательской и проектной деятельностью, для молодых специалистов, для студентов среднего профессионального образования, старшеклассников. Общая продолжительность занятия 1 час. Для проведения необходимы: компьютер, проектор, экран, через которые демонстрируется авторская презентация, рассматриваются практические вопросы, бланки заданий для групп, выставка литературы по теме, возможности для передачи слушателям материалов и рекомендаций мастер-класса в электронном виде.
При проведении мастер-класса использовался опыт работы научного общества гимназии №7 г. Чехова Московской области, на базе которого с 2011 года работает Чеховское отделение Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» http://nauka21.com/ .
План мастер-класса:
1. Представление теории вопроса (10 минут).
2. Рассмотрение конкретных примеров (в презентации) в решении вопросов формирования и развития исследовательской культуры обучающихся (10 минут).
3. Творческое решение заданий по теме мастер-класса по группам №1-5, представление результатов обсуждения (20-25 минут).
4. Подведение итогов. Ответы на вопросы (5-10 минут).
5. Выдача рекомендаций, списка рекомендуемой литературы, электронных материалов слушателям на флешносители (5 минут).


Часть 1. Теоретическая часть:

Исследовательская культура как показатель эффективности реализации требований ФГОС и современного образования.
Главная цель всех основополагающих документов в современном образовании (Стратегий, Концепций, Стандартов, Программ и т.д.): обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Целевые ориентиры в развитии исследовательской культуры обучающихся заданы в документах (http://xn--n1abdok.xn--p1ai/):

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ставится задача: научить детей основам проведения различного рода исследований, с применением различных источников знаний; вовлечь школьников в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.

Исследовательская культура является результатом совместного труда педагогов всех дисциплин, работы научного общества, социального научного партнерства, внеклассной воспитательной работы.
Исследовательская культура – это совокупность определенных исследовательских компетенций. Компетенции - круг вопросов, в которых человек имеет твердые знания, собственные убеждения на основе опыта, владение чем-то лучше других.
Компетенции - умения, непосредственно сопряженные знаниями и с опытом их применения в практической деятельности и направленные на развитие познавательного интереса и расширение кругозора.

Этапы проведения учебного исследования:
1. Выбор темы, видение в ней неизученного, проблемного.
2. Постановка целей и задач.
3. Подбор источников для изучения.
4. Собственно исследование темы.
5. Формулирование выводов.
6. Определение вида продукта исследования (проектного продукта).
7. Оформление результатов.
8. Представление работы слушателям.
Работа по обучению основам исследовательское деятельности, знакомство с терминами: виды исследовательских работ, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, этапы проведения исследований, источники информации, анкетирование, опыты, наблюдения, эксперименты, представление результатов, защита работы и т.д.

Виды исследовательских работ:

Где можно представить исследовательские работы:

  •  На уроках, занятиях.
  •  На предметных внеклассных мероприятиях.
  •  На школьной (колледжской) конференции.
  •  На мероприятиях в музеях и библиотеках.
  •  На районных, региональных научных мероприятиях.
  •  На всероссийских, международных научных форумах, конкурсах, конференциях.
  •  На дистанционных конференциях, интернет-порталах и т.д.

Часть 2. Практическое занятие в рамках структуры мастер-класса:

При защите работы следует серьезно продумать доклад, отразить там тему, цель и задачи работы, основные этапы ее выполнения, выводы и самостоятельные рекомендации, представить практическое значение темы или проекта, проектный продукт. Защита может сопровождаться краткой презентацией, иллюстрирующей доклад.

Требования к презентации:

1. Презентация исследования предназначена для официального представления результатов проделанной работы, направлена на демонстрацию культуры молодого ученого, поэтому должна быть выполнена в официальном стиле, на светлом фоне, лучше в готовом шаблоне, где разработчики уже продумали цветовую гамму, стили и размеры шрифтов.
2. Краткость, ясность, четкость, рациональное сочетание зрительных и текстовых материалов – вот главное свойство подобной презентации. Девиз: меньше текста – больше схем (графиков, диаграмм) и иллюстраций.
3. Наличие определенной структуры: титульный лист, план работы, цель и задачи, основные этапы работы, главные результаты, выводы (рекомендации).
4. Оптимальное количество слайдов для доклада на 10 минут:13-15 слайдов.
5. Структура презентации:

  •  1-й слайд – титульный, 2-й - план выполненной работы,
  •  3-й - цели и задачи исследования, 4-й – основные этапы работы,
  •  5-9-й - полученные результаты, 10-11-й – выводы и рекомендации,
  •  12-й – список источников, 13-й – практическое применение,
  •  14 или 15-й благодарность за внимание, информация для контактов и вопросов.

6. Слайды следует пронумеровать, что удобно для вопросов и создания акцентов. Следует помнить, что презентация – не главный элемент доклада, а лишь его дополнение, зрительное сопровождение, главное на защите работы – сама работа, ее автор, полученные результаты.
7. В презентации должны использоваться четкие стили шрифта, хорошего для зрения размера (№ 40-36 на заголовках, 24-28 на тексте). Помните, что черный и синий цвета воспринимаются лучше всего (на светлом фоне), красный цвет достаточно агрессивный, им выделяются те слова или предложения, на которых нужно заострить внимание.
9. Не следует повторять в презентации текст работы, тезисов или доклада, их слушатели и так услышат в выступлении. Презентация должна дополнить, аргументировать доклад зрительно, графически, схематично. Чаще используйте схемы SmartArt.
10. Избегайте в презентации вычурных шрифтов и анимации, они не подходят для данного вида представления информации. При создании презентации нужно учитывать визуальные особенности восприятия информации с экрана и с расстояния: она должна быть четкой, интенсивной, не раздражающей.
11. Если у вас есть возможность заменить текст – картинкой, таблицей, графиком, фотографией – замените. Если текст всё же нужен – структурируйте (отбейте) его маркером. Проверьте грамотно ли построены предложения, нет ли в них орфографических и грамматических ошибок. Сделайте текст максимально читаемым на строке. Мелких (менее 1/5 экрана) картинок не должно быть вообще.
12. При распределении времени доклада, нужно знать, что 1-2 минуты нужно отвести на введение, 6-7 на основную часть, 2 минуты на заключение.

Часть 3. Задания для работы в группах.

Группа №1

Найдите правильное значение приведенных расшифровок терминов, так необходимых для осознанного усвоения школьниками, студентами при проведении ими исследовательских работ и организации проектов. Найдите термины, для которых не приведены расшифровки, сформулируйте их сами.
Термины: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, ДОКЛАД, СООБЩЕНИЕ, СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, ГИПОТЕЗА, РЕФЕРАТ, УЧЕБНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
2. ..... это расширенное изложение (20-25 стр.) какого-то вопроса, уже изученного другими, представление различных точек зрения по теме.
3. Научное предположение, которое подтверждается или опровергается в результате исследования.
4. В .... используются при изучении темы не один, а 2-5 источников информации, выступление по времени составляет 5-10 минут.
5. Самый простой способ устно представить слушателям тему (3-4 минуты), самостоятельно изученную по 1-2-м источникам, дополнительной литературе. Как правило, готовится устно и не оформляется письменно.
6. Способы познания и изучения явлений действительности.
7. .... создается по определенной учебной теме, поэтому оформляется четко, в официальном стиле в светлых тонах. Наиболее часто она создается в программе Power point, сочетающих немного текста и много наглядного материала.
8. Самый сложный и трудоемкий вид интеллектуальных, творческих заданий для обучающихся. Выполняется соответственно требованиям к научным продуктам. Имеет структуру: титульный лист, содержание, введение, основная часть, исследовательская часть, заключение, список литературы, приложение.
9. .... предполагает своей целью решение социальной проблемы, создание нового практикозначимого интеллектуального продукта. ....... улучшает действительность, жизнь общества, его отдельных групп, помогает людям.

Задания для работы в группах. Группа №2

Распределите правильно последовательность проведения научно-исследовательской работы (школьника, студента). Ненужные (лишние) пункты вычеркните.

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
  •  ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ВЫВОДОВ
  •  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕМЫ
  •  ВНЕДРЕНИЕ РАЗРАБОТКИ В ПРОИЗВОДСТВО
  •  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЯМ, ЗАЩИТА РАБОТЫ
  •  РАЗРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ
  •  ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  •  ВЫБОР МЕТОДОВ РАБОТЫ
  •  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПРОДУКТА
  •  ПОДБОР ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
  •  ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
  •  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
  •  СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
  •  ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ
  •  ПОСТАНОВКА ОПЫТОВ, ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  •  ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ ВЫВОДОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ

Задания для работы в группах. Группа №3

Распределите правильно последовательность структуры оформления научно-исследовательской работы (школьника, студента). Укажите, где нужно ставить нумерацию пунктов, где нет. Ненужные (лишние) в содержании пункты вычеркните.

  •  СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  •  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
  •  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  •  ПРИЛОЖЕНИЕ
  •  ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМ
  •  АВТОР РАБОТЫ
  •  ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
  •  ГЛАВА 1 1.1............. 1.2 .................
  • ЭТАПЫ РАБОТЫ
  •  ЗАДАЧИ РАБОТЫ
  •  ГЛАВА 2 2.1 .............. 2.2 ...............
  •  ГЛОССАРИЙ
  •  ВВЕДЕНИЕ
  • РЕЦЕНЗИЯ
  •  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  •  СПИСОК НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  •  БИБИЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК

Задания для работы в группах. Группа №4
Распределите правильно последовательность пунктов (фраз) в написании ВВЕДЕНИЯ в научно-исследовательской работе (школьника, студента). Ненужные (лишние) пункты вычеркните.

  •  В ИССЛЕДОВАНИИ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ ....
  •  ДАННАЯ ТЕМА «.....» ПОСВЯЩЕНА ВОПРОСАМ .....
  •  ПРАКТИЧЕСКИ МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ ..
  •  ВОПРОСЫ, ОБОЗНАЧЕННЫЕ В ТЕМЕ «....» ШИРОКО (НЕ ШИРОКО) ОСВЕЩЕНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ....
  •  ГИПОТЕЗА, ПОСТАВЛЕННАЯ В НАЧАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ...
  •  ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ............
  •  ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.................
  •  АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОБУСЛОВЛЕНА ...............
  •  ЦЕЛЬ (ИЛИ ЦЕЛИ) СКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНО................
  •  ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  •  ИССЛЕДОВАНИЕ БЫЛО ПРОВЕДЕНО ПО СЛЕДУЮЩИМ ЭТАПАМ...
  •  В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ...........
  •  ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ БЫЛО ИЗУЧЕНО .... ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРОСМОТРЕНО ..... САЙТОВ, ОРГАНИЗОВАНО ЭКСПЕДИЦИЙ, БЕСЕД СО СПЕЦИАЛИСТАМИ.................
  •  ПРОЕКТНЫМ ПРОДУКТОМ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ....

Задания для работы в группах. Группа №5
Распределите правильно последовательность слайдов в презентации, подготовленной для защиты научно-исследовательской работы (школьника, студента). Ненужные (лишние) пункты, слайды вычеркните.

  •  ГЛАВА 2, ТЕКСТ, ТЕЗИСЫ
  •  БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!
  •  ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД
  •  ТАБЛИЦЫ, ДИАГРАММЫ, ФОТОГРАФИИ, ГРАФИКИ
  •  РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ВЫВОДЫ
  •  РЕКОМЕНДАЦИИ
  •  ГИПОТЕЗА
  •  АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
  •  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  •  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
  •  КОНТАКТЫ
  •  ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕТОДЫ
  •  ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМ
  •  ИЗУЧЕННОСТЬ ТЕМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ
  •  ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  •  ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
  •  ПРОВЕДЕННЫЕ ОПРОСЫ, АНКЕТИРОВАНИЕ, ОПЫТЫ
  •  ГЛАВА 1, ТЕКСТ, ТЕЗИСЫ
  •  АВТОР РАБОТЫ, РУКОВОДИТЕЛЬ
  •  ПЛАН (СОДЕРЖАНИЕ) РАБОТЫ
  •  ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Правильные ответы:
ГРУППА №1
1.Цель 2. Реферат 3. Гипотеза 4. Доклад 5. Сообщение 6. Методы исследования 7. Учебная презентация 8.Научно-исслед.раюота 9. Социальный проект
Задача исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы, выбор путей достижения целей.
Объект исследования - сфера исследования, область знания, а предмет – аспект, вопрос изучения темы в ней.
ГРУППА №2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕМЫ
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
5. РАЗРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ
6. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
7. ПОДБОР ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
8. ВЫБОР МЕТОДОВ РАБОТЫ
9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПРОДУКТА
10. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ
11. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ ВЫВОДОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ
12. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
13. ЗАЩИТА РАБОТЫ

ГРУППА №3
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
ВВЕДЕНИЕ
1.ГЛАВА 1 1.1............. 1.2 .................
2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА 2 2.1 .............. 2.2 ...............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ГРУППА №4
1. ДАННАЯ ТЕМА «.....» ПОСВЯЩЕНА ВОПРОСАМ .....
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОБУСЛОВЛЕНА ...............
3. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ................
5. ВОПРОСЫ, ОБОЗНАЧЕННЫЕ В ТЕМЕ «....» недостаточно ОСВЕЩЕНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ....
6. В ИССЛЕДОВАНИИ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ ....
7. ГИПОТЕЗА, ПОСТАВЛЕННАЯ В НАЧАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ...
8. ИССЛЕДОВАНИЕ БЫЛО ПРОВЕДЕНО ПО СЛЕДУЮЩИМ ЭТАПАМ...
9. ПРАКТИЧЕСКИ МАТЕРИАЛЫ МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ ...

ГРУППА №5
1. ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД
2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
4. ПЛАН (СОДЕРЖАНИЕ) РАБОТЫ
5. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
6. ТАБЛИЦЫ, ДИАГРАММЫ, ФОТОГРАФИИ, ГРАФИКИ по пунктам работы
7. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ВЫВОДЫ
8. РЕКОМЕНДАЦИИ
9. Возможно, но не обязательно СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
10. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ
11. БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! КОНТАКТЫ

Библиографический список:

1. Гладилина И.П. Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. Основы исследовательской деятельности школьников. – М.: ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010. – 44с.
2. Гришакина О.П. Рубцова Е.Н. Развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся через осуществление исследовательской деятельности. Интеллект XXI века: проблемы и перспективы развития науки и образования – II. / под ред Новикова В.И., Трусовой Л.А. – Чехов, ЦОиНК, ООО «Студия полиграфии», 2014. – 150с.
3. Елизаветина Т. М. Компьютерная презентация. От риторики до слайд-шоу. –М.: Кудиц-образ, 2003. – 240с.
4. Полилова Л. Компьютерная презентация. Делаем вместе! – М.: Чистые пруды. 2010, -32с.
5. Скоморох И. Теория компьютерной презентации. Психология бизнеса. – М.: Тропа Троянова, 2002. – 176с.
6. Шестаков А.П. Правила оформления компьютерных презентаций. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://comp-science.narod.ru/pr_prez.htm

Яндекс.Метрика    ЦОиНК