24 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Юркина Виктория Викторовна, воспитатель,

МДОУ ЦРР – детский сад №21 «Сказка»,

г.Серпухов, Московская область

Со сменой модели культурно – исторического развития система Российского образования претерпевает существенные изменения. На этапе качественных преобразований очень важно иметь в дошкольном образовании высококвалифицированные педагогические кадры. Профессия воспитателя переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности.
Для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. [2, с. 106].
Для совершенствования профессионального мастерства педагогами используются разнообразные формы работы. Обмен опытом среди педагогов дошкольного образования является одним из важнейших факторов повышения профессионализма. Одной из форм распространения опыта среди педагогов является мастер – класс. Мастер – класс дает возможность не только перенимать передовые авторские идеи, но и взаимодействовать в группах, обогащать собственные знания и умения.
В словосочетании мастер-класс первая часть «мастер» означает высокое искусство в определенной области, вторая часть «класс» - показатель высокого качественного уровня.
Изучая педагогическую литературу можно найти огромное количество определений мастер – класса. Будем опираться на определение М.М. Поташника, который обозначил ключевые свойства мастер – класса, как формы профессионального обучения педагогов. Мастер – класс – активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. [3, 448 с.].
Мастер – класс – это возможность познакомиться с уникальным опытом, авторскими наработками других педагогов, получить практические навыки по различным методикам и технологиям обучения и воспитания. Особенность этой формы обучения в том, что участники мастер – класса выполняют практическую деятельность, анализируют и сопоставляют свои и чужие результаты, одновременно учится и сам педагог – мастер. Мастер – класс может иметь разовый или серийный характер. Это зависит от потребностей педагогической среды. Он может проводиться для начинающих педагогов и для педагогов имеющих значительный стаж работы.
Организация и проведение мастер – класса тщательно планируется: определяется тема, цель и предполагаемые временные рамки проведения. Тема должна быть сформулирована конкретно, звучать просто и понятно. Целью мастер – класса является передача руководителем мастер - класса его участникам оригинальных знаний, полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности. Принцип мастер-класса – «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса следует придерживаться следующих критериев: презентативность, эксклюзивность, прогрессивность, мотивированность, оптимальность, эффективность, технологичность, артистичность, общая культура. Такие методические рекомендации позволят обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-класса. [1. 52 с.]
Структура мастер – класса строится по принципу: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.
Первая часть – теоретическая. Руководитель мастер – класса предоставляет свой опыт по заданной теме. Вторая часть – практическая. На данном этапе руководитель выступает в роли педагога, а участники мастер – класса в роли учеников. Разрабатывается тема, и изучаются педагогические технологии. В заключительной части происходит обсуждение предлагаемой технологии и рефлексия.
Г А.Русских разделил мастер - класс на пять этапов: презентация педагогического опыта учителем-мастером, представление системы учебных занятий, проведение имитационной игры, моделирование и рефлексия. [4, с. 38 - 40]
Программа проведения мастер - класса по технологии А.В. Машукова делится на следующие составляющие: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв и рефлексия. [5]

Формы проведения мастер- класса:

  • Занятие с детьми. Участникам мастер-класса показывается фрагмент занятия с использованием выбранной технологии или методики. Занятие построено так, чтобы метод четко прослеживался, затем следует пояснение сути метода, обсуждение и озвучивание конечных результатов.
  • Занятие с аудиторией. В этом случае группа педагогов выступает в роли учеников. Вступительная часть остается традиционной. Основная часть имитирует занятие. Заключительная часть включает обсуждение предлагаемой темы и рефлексию.
  • Демонстрация видеофрагментов работы с детьми. До демонстрации педагог - мастер дает объяснения, на что нужно обратить внимание. Видеоматериалы должны соответствовать теме мастер – класса и быть хорошего качества. После просмотра также следует обсуждение материала.

В завершение мастер – класса педагог – руководитель благодарит слушателей, раздает приготовленные памятки и др.
Очень важно «мастеру» после проведения мастер-класса адекватно оценить свою деятельность.
Есть определенные критерии определения подготовки и эффективности мастер – класса:
1. Чётко поставленная проблема.
2. Соответствие темы и содержания.
3. Наличие мотивации.
4. Выраженность инновационной идеи.
5. Раскрытие сути метода и особенностей приёмов.
6. Грамотная речь.
7. Последовательность изложения.
8. Взаимодействие между участниками мастер-класса.
9. Умение импровизировать.
10. Творческий подход руководителя мастер -класса.
11. Выполнение поставленных задач.
12. Рефлексивная деятельность.
13. Определение практической значимости технологии.
Таким образом, от личности педагога - руководителя зависит успешное и эффективное проведение мастер – класса. Очень важно подготовиться к данному мероприятию. Обязательно иметь конкретные знания и умения в определенной области для передачи своей «авторской» идеи. Педагог должен создавать атмосферу доброжелательности и открытости. Проявлять свои личностные качества: образованность, широту кругозора, коммуникативность, интеллигентность, креативность.
Приведем пример мастер-класса по теме «Нетрадиционная лепка из жгутов» из личного опыта работы. Мастер – класс знакомит с технологией лепки из соленого теста. Цель мастер – класса обучить педагогов дошкольного образования нетрадиционной технике лепки различных фигур.

План проведения мастер – класса:

1. Вступление. Ознакомление с целью, задачами. Создание групп для решения проблемы. Принятие правил работы в группах.
2. Показ мультимедийной презентации « Мукасол».
3. Проведение мастер - класса для участников с демонстрацией методов и приемов лепки из соленого теста. Изучение методов и приемов.
4. Практическая деятельность в малых группах.
5. Представление и обсуждение результатов работы.
6. Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников мастер-класса. Дискуссия.
7. Самоанализ. Заключительное слово педагога. Раздача памяток. Просмотр выставки работ из соленого теста.

Обобщая весь материал статьи можно сделать вывод. Мастер – класс – это активная форма передачи опыта путем показа приемов и методов работы. Мастер – класс выгодно отличается от других форм представления опыта работы, так как позволяет всех педагогов включить в активную деятельность. Он получает все большее распространение среди педагогов дошкольного образования, поскольку это одна из наиболее интересных и продуктивных форм. Позитивным результатом мастер класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению и саморазвитию.

Список использованной литературы:

1. Гирба Е.Ю., Светлолобова С.Б., Полковникова О.С., Хохлова Ю.Г. Презентация профессионального мастерства как средство повышения квалификация учителя: учебно-методическое пособие.- М, 2013.- 52с.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов.— М.: Школа-Пресс, 2002.
3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448с.
4. Русских Г.А. Мастер- класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности// Методист. – 2002-№ 1 – с 38 - 40.

Электронные ресурсы:

5. http://nsportal.ru Арасланова Е.Е. Средства и направления повышения уровня профессиональной компетентности. 2013.
6. http://docplayer.ru Латыпова Е.А. Мастер-класс – современная форма повышения профессионального мастерства педагогов, 2012.
7. http://lib.znate.ru/docs/index-52832.html , Машуков А.В., Организация и проведение мастер – классов. Методические рекомендации. – Челябинск, 2007.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК