20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Салина Зоя Александровна, преподаватель физики, зав. отделением,

Килипко Татьяна Ивановна, преподаватель физики,

ГБОУ СПО Колледж архитектуры и строительства №7 г. Москвы,

Мы живём во времена глобальных изменений в коммуникационной, информационной, профессиональной и других сферах, что требует корректировки всех аспектов образовательно-воспитательного процесса. Мы стали свидетелями и участниками изменения педагогических средств и много другого. Эти и другие изменения потребовали новых педагогических технологий, позволяющих развивать у обучающихся творчество, инициативность, самостоятельность, умение самостоятельно получать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по профилю и составу группах, быть открытыми для межкультурного диалога. Педагог по-новому организовывает образовательную деятельность, проектная и исследовательская деятельность стала её частью, одним из эффективных условий профессионального самоопределения, успешной реализации творческого потенциала и учителя, и обучающегося.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Трудно представить себе современное образование без учебных проектов. Они делятся на различные категории по составу участников, целям и задачам, решаемым в проекте, времени и масштабу действия, проектным продуктам. Но большинство из них организуется по одной и той же логично схеме, алгоритму. Разберем на конкретных примерах варианты (алгоритмы) действий при работе с проектами.

Алгоритм работы над проектом (1)

Стадия работы

над проектом

Содержание работы

Деятельность участников проекта

Деятельность педагога

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения

б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости

дополнительную информацию.

Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует участников.

Помогает в определении цели проекта.

Наблюдает за работой обучающихся

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

в) Определение способа представления результатов

(формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

д) Распределение задач (обязанностей)

между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта.

Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предложения.

Наблюдает за работой.

3. Исследова­ние

а) Сбор и уточнение информации

(основ­ные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в) Выбор оптимального варианта хода проекта

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполня­ют задачи проекта

Наблюдает, совету­ет, косвенно руко­водит деятельностью

4. Выводы

а) Анализ информа­ции

б) Формулирование выводов

Выполняют иссле­дование и работают над проектом, ана­лизируя информа­цию. Оформляют проект

Помогает в выводах

5. Представле­ние (защита) проекта и оценка его результатов

а) Подготовка отче­та о ходе выполне­ния проекта с объ­яснением полученных результатов (возможные формы

отчета: устный отчет, устный от­чет с демонстрацией материалов, письменный отчет)

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют про­ект, участвуют в его коллективном ана­лизе

и оценке

Помогает в подготовке к защите

Алгоритм работы над проектом (2)

1. Формулировка педагогом (или педагогом и обучающимися совместно) темы проекта.
Для определения темы проекта педагог выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета, например «Магнитное поле», «Линии магнитной индукции», «Магнитные свойства веществ» (физика). Время проведения; при планировании проекта.
2. Выбор возрастной категории и группы обучающихся.
Педагог выбирает определенную возрастную группу (или группу по особенностям учебного курса), например учеников старшей школы, первого, второго, третьего курса... Время проведения: при плани¬ровании проекта.
3. Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
Формулирует педагог. Например, основополагающие вопросы, на которые нельзя ответить одним предложением: «Действительно ли история развития техники - это-история прогресса?», «Физика – это наука для всех или наука для ученых?», «Как физические процессы и свойства учитываются в технике?» Время проведения: при планировании проекта.
4. Формулировка дидактических целей проекта
Формулирует педагог. Например: «Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения», «Формирование критического мышления, навыков работы в команде». Время проведения: при планировании проекта.
5. Формулировка методических задач
Формулирует педагог. Например: «Освоить представление об электролитической диссоциации веществ и окислительно-восстановительных процессах» (химия); «Освоить понятие «загрязненность среды» (экология); «Научиться проводить химический анализ жидкостей на кислотность» (химия); «Научиться видеть применение теоретических знаний по физике при использовании электрических приборов» (физика), «Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно» (русский язык, литература). Время проведения: при планировании проекта.
6. Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований)
Обучающиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Например, «Почему тепловые явления изучают именно в молекулярной физике», «Каковы настоящие размеры молекул в разных веществах, в разных состояниях?», «Опыты Перрена», «Нобелевские лауреаты в области физики», «Как измеряют скорость молекул газа?».
7. Выдвижение гипотез решения проблем
Формулируются обучающимися. Гипотезы возникают как возможные вари¬анты решения проблем. Затем в ходе исследований они (гипотезы) подвергаются проверке.
8. Определение творческого названия проекта, проектного продукта.
Творческое название проекта выбирают совместно педагогом и обучающимся, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований, также совместно определяется и возможный конечный проектный продукт (стендовый доклад, учебная презентация, отчет, статья, выставка изобретений, доклад, учебный фильм и т.д.)
9. Формирование групп для проведения исследований.
Участники проекта делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющих для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающих форму представления результатов.
10. Обсуждение плана работы индивидуально или в группе.
Участники проекта обдумывают пути проведения своих исследований: анкетиро¬вание, опыты, создание видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, оформление результатов исследова¬ния.
11. Обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
Участники и руководитель проекта вместе обсуждают, как найти источники информации по теме исследования. Проводится фронтально со все¬ми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации и защите авторских прав, этике молодого исследователя.
12. Самостоятельная работа в группах, обсуждение задания каждого в группе.
Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. Руководитель проекта консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения.
13. Самостоятельная работа групп.
Роль педагога - консультирование, помощь, направление деятельности в методически нужное русло.
14. Подготовка презентации по отчету о проделанной работе.
Форма презентации может быть любая, например доклад на 3—4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. Цель: мотивировать участников проекта, систематизировать полученные данные.
15. Защита полученных результатов и выводов.
Каждой группе на предъявление полученных результатов дается 4-5 минут. Далее - ответы на вопросы всех присутствующих участников проекта. Рекомендуется заранее разработать оценочные листы на основе критериев оценивания.
16. Оценивание результатов проекта. Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Педагог оценивает работу групп в целом. Результативность каждого - это фундамент для новых исследований по темам проекта.

Литература:

1.Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. Проектная деятельность как современная образовательная услуга. – М.: НС Интеграция, 2012. -88 с.
2.Метод проектов. Педагогический словарь. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/
3.Романовская М.Б. Метод проектов в образовательной деятельности. - М.: Педагогический поиск, 2006. -160с.
4.Щуркова Е.Н. Педагогические технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

 

 

Яндекс.Метрика   ЦОиНК