20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Селицкая Наталья Васильевна, старший воспитатель,

 МАДОУ городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 52 «Малинка»

 

От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка,

строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты,

но и все последующее усвоение языка.

Д.Б.Эльконин

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Основная цель обучения грамоте дошкольников является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  • требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
  • появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  • не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  • физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • Сформированность звуковой стороны речи;
  • Полная сформированность фонематических процессов;
  • Готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
  • Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Работы по обучению грамоте целесообразоно проводить в несколько этапов:

Подготовительный этап: 
Работа начинается со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук".
На этом же этапе проводиться работа по делению слов на слоги, дети определяют количество слогов через хлопки, шаги, сгибание пальцев.

I этап. Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи.
Подробнее остановимся на звуке [и].

Порядок работы над гласными звуками:

  • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
  • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду и астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ.


II этап. Знакомство с согласными звуками.
Рекомендуется начинать со звуков [м], [н].
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы:

Знакомство с буквами:

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Букву произносим, как звук.
Букву видим и читаем. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
Важен эмоциональный настрой!

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха и других мелких предметов;
  • Вырезать из бумаги образ буквы;
  • Вылепить из пластилина букву;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, педагогов, нашего терпения, доброжелательности. Пусть ребёнок от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК