19 - 12 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Старовойт Анна Борисовна, учитель истории и обществознания,

 МБОУ «Спеховская СОШ», Тверская область

Цель  работы: развитие  умений  анализировать конфликтные  ситуации  и  разрешать конфликты.
Задачи:

Уяснить сущность  понятия «конфликт».

Через  проигрывание  конфликтной ситуации  находить  приемлемое  поведение  в  конфликте.

Познакомить учащихся  с  правилами  предупреждения  конфликтов и приемами успокоения спорящих.

Показать полезность  в  разрешении  конфликта  роли  посредника.

 

 Занятие начинается с  инсценировки конфликтной ситуации из-за яблока. Это может быть экспромт. Главное, ребята должны сформулировать тему мастер-класса – «конфликт».
Ход  мастер – класса
Учитель:  Каждый из нас сталкивается с конфликтными ситуациями. Мы часто слышим слово - конфликт. Назовите ваши ассоциации, когда вы слышите это слово.  Далее, ребятам предлагается  выразить своё отношение к проблеме и написать синквей  (стихотворение, состоящее из пяти строк) по понятию «конфликт». Если учащиеся не работали с синквейном, имеет смысл объяснить что это такое. 
(В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся).
 
 
 
 А теперь, попробуйте сформулировать понятие – конфликт.
«Конфликт – столкновение, противоречивая ситуация, когда одна сторона противостоит другой»
(Синквейны различного содержания, созданные на уроках обществознания мы вносим в сборник «Проба пера»).

Учитель: Конфликты с незапамятных времён притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. Взять, к примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса», библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем - сыновьями Адама и Евы, русские былины.
Конфуций ещё в VII веке до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь неравенство и несхожесть людей. Он наставлял, что нужно улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того чтобы «тяжбы не велись». Сам Конфуций обладал несомненными достоинствами, по словам его многочисленных учеников, был «ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив».

Древнегреческий философ Гераклит считал, что в мире всё рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего».
Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V-IV вв. до н.э.). По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а так же в наглости, страхе пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.
Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени после конфликтных переживаний. По этой причине конфликты разумнее предупредить, чем устранять последствия запущенного конфликта.
Ребятам предлагается самостоятельно сформулировать правила предупреждения конфликта. Далее смотрим, что советуют психологи.

Правила предупреждения конфликтов

  • Не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком.
  • Прежде чем сказать о неприятности, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  • Постарайтесь посмотреть на проблему глазами другого человека.
  • Не скупитесь на похвалу.
  • Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

 Посредник в конфликте

 

 1. Шаги посреднического процесса
1. Приблизьтесь к спорящим.
2. Успокойте их, если необходимо.
3. Объясните спорящим, что вы можете помочь 4. Получите согласие.
6. Начните процесс посредничества:
 а) не делайте предположений;
б) слушайте обе стороны
в) повторяйте услышанное;
г) проверяйте;
д) получайте больше информации;
е) предлагайте множество решений;
ж) достигните соглашения.
Ребятам всегда интересно разбирать реальный конфликт, а не абстрактный. В моём 6 классе спор часто идёт между мальчиками и девочками, например, куда ехать в бассейн или на каток. Спор нередко перерастает в настоящий конфликт, и даже противостояние. Можно предложить разрешение этой ситуации, используя посредника. Ситуация разыгрывается. Здесь очень важна роль учителя, который незаметно регулирует диалог, подводя учеников к мысли о необходимости компромисса или даже уступки.
Желающих участвовать в инсценировке всегда много, для детей это игра. В конце занятия заполняется таблица, которая может выглядеть следующим образом:

Развитие  конфликта

Разрешен  или не  разрешен  конфликт

Чувства  участников  конфликта

Отказ  от  решения  проблемы

Конфликт не разрешен. Проблема  осталась.

Чувство неудовлетворенности, обиды  и  горечи.

Попытка  разрешить  конфликт  с  позиции  силы

I вариант: Конфликт  не  разрешен. Породил новый конфликт.

 II вариант :Конфликт разрешен в пользу одного. Ущемлены права и  интересы  потерпевшей стороны.

Чувство  неудовлетворенности, злость, обида. Победитель: чувство удовлетворенности, превосходства, злорадства. Потерпевший: чувство горечи, обида, унижение, стыд.   

Отказ  от  использования  силы, диалог, достижение  компромисса, заключение  соглашения

Мирное разрешение конфликта.   

Чувство  удовлетворенности, радость, гордость за  принятое  решение.

Ребята должны прийти к выводу, что мирное соглашение обеспечивает человеку комфортное существование.
В конце занятия, учитель раздаёт каждому ученику яблоко с пожеланием, чтобы ни что никогда не являлось причиной конфликтов, в том числе и яблоко, либо показывает разрешение конфликта разыгранного в начале урока.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК