29 - 03 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

Патриотизм как основа национальной идеи

Хутин Анатолий Федорович, доктор исторических наук,

профессор кафедры «Теория, история государства и права

Московского государственного университета

технологий и управления им. К.Г.Разумовского

Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины – монархистам.
Теоретическое осмысление и обогащение идей о патриотизме, формирование патриотического сознания всегда были предметом внимания ученых, политиков, системы образования и воспитания, церкви и других социальных систем России.
В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – ревнитель о благе Отечества, отчизнолюб, отечественник».
«Патриот, – говорится в Словаре современного русского литературного языка другом словаре, – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины»
Как правило, поводом проявления народом «патриотизма» является наличие противостоящей внешней силы, внешнего врага. Внутри страны, такое понятие становится актуальным только тогда, когда возникают силы, рвущиеся к власти и спекулирующие этим понятием. Более того, «патриотизмов» сразу становится много, и они естественно вступают в конфликт. У всех призывающих каждый за свой «патриотизм» есть свои интересы, прежде всего материальные, «планы» на эту самую Родину.
Когда материальные интересы возникают в сфере экономической – это бизнес, рынок, коммерция, а когда в сфере таких понятий, как «Родина» - это политика. Значит и «патриотизм», в таком использовании, понятие абсолютно политизированное, узкопартийное, узурпированное различными политическими кланами и, стало быть, безнравственное. Используется оно пришедшими к власти в интересах правящих сил.
Приведу трактовку этого понятия из Краткого политического словаря, выпущенного Политиздатом в 1983 году: «Патриотизм – чувство любви к своей Родине, к Отечеству, готовность к его защите от врагов. Содержание патриотизма зависит от конкретно-исторических, общественных условий жизни общества, его классов, политики господствующих групп, целей и задач, стоящих перед ними. С укреплением капитализма и особенно после перехода его в империалистическую стадию патриотизм становится идеологическим оружием империализма. Наиболее античеловечный характер использования патриотических чувств проявился в политике фашизма. Патриотизм пролетариата при капитализме проявляется в революционной борьбе против существующего строя, за социализм». И далее: «Буржуазному патриотизму противостоит подлинно гуманистический, социалистический патриотизм».
Значит «патриотизмов» может быть много по определению.
Давайте же попытаемся найти то истинное содержание «патриотизма» и его место в процессе воспитания подрастающего поколения.
Еще Александр Николаевич Радищев, русский революционер, мыслитель, писатель в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» в главе «Крестьцы» словами отца внушает детям, уезжающим на учебу в Петербург: «Правила общежития относятся ко исполнению обычаев и нравов народных, или ко исполнению закона, или ко исполнению добродетели», и далее он объясняет превосходство добродетели, то есть нравственных основ человека, над законом, над любой властью.
Известный русский педагог Василий Васильевич Зеньковский в работе «Социальное воспитание, его задачи и пути», изданной в 1918 году, в главе «Задачи социального воспитания» писал: «Демократизация жизни требует не только расширения образования, но она резко и настойчиво ставит вопрос о его углублении; образование должно не только организовывать ум, не только прививать знания и навыки к умственной работе: оно должно также подготавливать к той гражданской самодеятельности, какой требует теперь от всех нас жизнь. Образование должно способствовать не только расцвету личности, но и сделать ее способной к социальной жизни, должна подготовить ее к социальной деятельности.
Школа (как и другие органы воспитания, конечно) должна взять на себя задачи социального воспитания, должна готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе».
Можно ли при этом научить патриотизму? Да, если, уча нравственности, гражданственности, рассказывать о патриотах России. И при этом стараться делать это эмоционально, художественно, интересно. Нужно давать возможность ученикам испытывать патриотические чувства от патриотических поступков других. При ярком воодушевленном воспроизведении этих поступков зритель, слушатель испытывает высочайший прилив патриотических чувств, и как результат – патриотический подъем.
Но главная задача, которая стоит перед учителем - воспитывать граждан: честных, думающих, милосердных, сочувствующих, внушать ученикам ценности истинные, вечные, а не временные. Нравственное гражданское воспитание всегда идут вместе. Такую точку зрения разделял русский революционный демократ, публицист Николай Александрович Добролюбов: «... В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходят не от чего другого как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше». Высоконравственный человек всегда будет действовать как настоящий гражданин.
Объектом и средой формирования патриотического сознания является Отечество (родная природа, народ, государство). Применительно к России, для которой веками характерна полиэтничность и поликонфессиональность, огромная протяженность государственных границ, особое значение имеет общероссийский государственный патриотизм. В нем объективно заинтересован каждый гражданин независимо от этнической, социальной, профессиональной принадлежности.
Культивирование государственного патриотизма находится в противоречии с такими идеями и действиями, как эгоцентризм, местничество, национал-глобализм.
«Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества. Если только может быть полезен, - отмечает Н.А. Добролюбов.
«Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою Родину значит – пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» - писал русский революционный демократ, литературный критик, философ Виссарион Григорьевич Белинский.
В патриотическом воспитании можно условно выделить такие направления как привитие любви к семье, к своему учебному или трудовому коллективу, к району, городу, республике, области, краю, наконец, - к государству.
В этой связи правомерно говорить также о гражданском, военном, трудовом, экологическом, спортивном и другом патриотическом воспитании. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и выходят на государственно-патриотическое воспитание.
При этом патриотизм – это не агрессивное отрицание чего-либо неугодного, не ненависть к другим, но готовность на жертвы во имя интересов своей страны. «Патриотизм не должен ослеплять нас: любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть», - напоминает русский историк Николай Михайлович Карамзин. Эти эмоции очень схожи с неподдельными чувствами к матери, отцу, родному дому и городу.
Но готовы ли мы сегодня поделиться этими чувствами? Готовы ли на жертву и преодоление своего «эго»? Всегда ли мы поступаем согласно заветам римского поэта Луцилия: «Сосредотачивай мысль на пользе отчизны. После – на пользе родных, а потом уже на собственной пользе».
Признаемся честно – нет.
В последние годы понятие «патриотизм» перестало быть чем-то высоким и свежим. Над патриотами сегодня откровенно смеются и абсолютно не понимают их жизненной логики.
Противоречия, рвущие сегодня мораль российского общества на части, в начале 20 века объяснил в своей работе известный философ Рене Генон. В своем труде «Кризис современного мира» он писал, что власть денег, комфортная жизнь неизбежно обнажают эгоистическое начало человека. С распадом Советского Союза часть населения поднялась выше социалистического эталона достаточности. В новых условиях индивидуумы просто зачаровались новым образом жизни. Завоевания общества, еще вчера лежавшие в этической и моральной плоскости, встали на службу не коллективам, а индивидуумам. Мир изменился, а мы оказались не готовы к переменам. И социальным, и морально-этическим.
Стихия рынка, извлечение прибыли любой ценой, чувство собственничества, радикально-капиталистические принципы день за днем выхолащивают из сердец и умов былое понятие патриотизма.
Появилось много лжепророков, которые возведя в абсолют идею Н.А. Добролюбова о том, что: « В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в Отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть еще у нас», рьяно принялись «обличать» ошибки прошлых поколений, ратуя за западный образ жизни.
На крутых поворотах истории (а мы сейчас, безусловно. Переживаем такой) всегда встает вопрос: какой должна быть стратегическая линия, какие выбрать ориентиры, с кем быть? Видный историк, географ Лев Николаевич Гумилев писал: «Исторический опыт показал, что, пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению, в XX веке мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами – пытались все сделать одинаковыми. А кому хочется быть похожим на другого? Механический перенос дал мало хорошего, и это неудивительно. Ведь российский суперэтнос возник на пятьсот лет позже. Поскольку мы на пятьсот лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Это вовсе не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт». И далее: «Конечно, можно попытаться «войти в круг цивилизованных народов», то есть в чужой суперэтнос, но, к сожалению, ничто не дается даром. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественных традиций и последующими ассимиляциями».
Без патриотического воспитания разрушается, рано или поздно Отечество, исчезает государство. В начале двадцатого столетия русский ученый-психиатр и педагог Бехтерев Владимир Михайлович обращал внимание на то, что: «Дело воспитания есть дело общенародное, оно должно быть принадлежностью не отдельных только лиц, а всего народа».
Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам патриотического и гражданского воспитания не только среди педагогов, но и мировой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этими приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданское, правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Насущная для сегодняшнего дня задача разработки принципов и форм соединения процесса становления патриотизма граждан России с процессом образования вовсе не новация, а продолжение вековой традиции, которая всегда обеспечивала нашему обществу успех в преодолении различных трудностей, социальных и других коллизий укрепления морального духа российского народа и его менталитета.
Российский менталитет – это общенациональный, общероссийский склад ума и образ жизни, в которых сочетаются, взаимообогащаются и взаимосближаются менталитеты народов, этнических групп и религиозных конфессий России.
Менталитет российского социума предполагает устойчивую социальную межнациональную и межконфессиональную общность, характеризуемую единством экономических, политических, культурных и морально-этических условий жизни граждан. Высшая форма менталитета российского многонационального сообщества как целостной социальной системы, именно государственно-национальной, а не национально-государственной.
В начале третьего тысячелетия признаками патриотизма гражданина России, которые могут являться основой отбора и структурирования его содержания, можно сформулировать следующим образом:
 чувство Родины (ощущение связи с Родиной) и преданности ей, основанной на традиционных стародавних навыков общности, соборности, артельности, инициативы, предприимчивости, ответственности;
 безграничная вера и деятельная, практическая любовь к Родине и народу как творческий акт духовного самоопределения;
 гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
 служение сокровенным интересам, включающим защиту физической, территориальной, политической, культурной целостности государства, сбережение нации;
 ответственность за судьбу Родины и своего народа, за их будущее;
 чувство долга перед Родиной (защита Отечества);
 стремление использовать свои собственные силы в сохранении и приумножении великой державы;
 представление о своей стране как о субъекте мировой системы, целостном, фундаментально неизменном государственном образовании;
 приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа;
 готовность защищать, сохранять и приумножать честь и славу своего Отечества;
 преодоление личного и национального эгоизма, личная духовность;
 отсутствие антипода патриотизма – измены, личного и группового эгоизма, потребительского космополитизма, ксенофобии, замкнутости, национальной ограниченности, шовинизма, самообольщения, самообожания;
 гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
В теоретических исследованиях и практической деятельности выделяют патриотизм государственный, российский общенародный, однонациональный, гражданский, местный или региональный и т.д. Все эти типы патриотизма взаимосвязаны, однако каждый из них выделяет в нем (патриотизме) нечто свое. Особенное.
Смысловой предпосылкой подхода к выяснению типологий патриотизма могут служить распространенные в народе понятия большой и малой Родины, соборности, духовности, служения Отечеству, защиты Родины и др. Под большой Родиной ранее имелась в виду Российская Империя, позже – Советский Союз, Россия, Российская Федерация. Малая Родина – губерния (позже – область, край, национальная республика), либо уезд (район), город, село, деревня, хутор.
Как бы ни варьировалось понятие «патриотизм» сообразно различным историческим условиям, основа его сохраняется. Патриотизм не является самоцелью, конечным результатом развития общества и государства любого типа. Он, его формирование представляют собой один из стрежневых методов и средств обеспечения прогресса и стабильности Отечества.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Античные афоризмы. Минск., 1987 с. 111

2.Взгляд на русскую литературу 1847 года// Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. с. 139.

3.Вопросы общественного воспитания. М., 1910, с. 33.

4.О значении авторитета в воспитании // Добролюбов Н.А. Собр. соч.; в 9 т. М., 1961, т. 1, с. 46

5.О любви к Отечеству и народной гордости// Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М., 1982, с. 94.

6.От Руси до России. Очерки этнической истории// Гумилев Л.Н. М., 2006, с. 292.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК