20 - 10 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Черных Инна Александровна. учитель русского языка и литературы

ФКОУ СОШ г.Чехов-2 Московской области

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно вырастет космополитичным, эгоистичным и бездушным. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира. Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванного в этот мир. В своё время министр образования и науки РФ (А.А. Фурсенко ) в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”. В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь. Только все вместе – школа, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке    семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”. В наше время при отсутствии чётко сформулированной национальной идеи особенно очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие, нам не выжить, не обрести согласия в обществе.

Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей. Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта – всего, без чего мы не полны, не цельные. В принятой в 2000 году национальной доктрине образования государство вернуло положение о том, что образование обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности.

   В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года воспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании, важнейшей задачей воспитания заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.

     В 1999 году Алексием II и министром образования был подписан договор о сотрудничестве. В данном документе признается особая роль Православия в истории России, становлении ее духовности и культуры, а также задаются основные области взаимодействия.

В 2003 году издается Приказ Министерства образования Российской Федерации №2833, зарегистрированный Минюстом России 5 августа 2003 года № 4955 “О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозными организациями возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ”.

Эти важные документы составляют нормативную основу деятельности образовательных учреждений в сфере приобщения детей к основам православной культуры. Декларация ООН 1918 года гласит: “Каждый ребенок должен пользоваться правом на доступ к образованию в области религий или веры в согласии с желанием его родителей»

Представление музея народного быта и творчества «Радуга» ФКОУ СОШ г. Чехов-2  Московской области

Музей народного быта и творчества «Радуга» основан решением педагогического совета и администрации школы в сентябре 2003 года. Руководителем Черных И.А. – учителем русского языка и литературы, преподавателем мировой художественной культуры, была создана научная концепция музея, поставлены задачи, определены цели работы, разработана Программа деятельности музея и планы ансамблевой экспозиции «Русская изба» и экспозиционного комплекса «Народные промыслы».

Так как школьный музея является центром музейно-педагогической работы в образовательном учреждении, вся его деятельность направлена на собирание и изучение предметов музейного значения, развитие творческой познавательной активности школьников и сотворчества детей, детей и учителей, детей и родителей.

В основу работы музея положены цели:

  • использование этнокультурного и художественно-эстетического наследия народа в воспитании учащихся,
  • преодоление разрыва между образованием и культурой,
  • формирование личности воспитанием и культурой через музейно-образовательную программу,
  • применение музейной педагогики как образовательной технологии,
  • возрождение экскурсионного метода образования.

Среди главных задач работы музея нужно отметить такие:

  • повысить общую и музейную культуру учащихся при общении с прекрасным,
  • обогатить эмоционально-чувственную сферу детей,                                                
  • углубить знания учащихся о народном творчестве, духовной жизни русского этноса, а также о материальной культуре, семейно-бытовом укладе жизни предков, традициях, ценностных приоритетах народа,
  • развить универсальные учебные действия учащихся посредством привлечения их к участию в различных формах работы музея,
  •  помочь в социальной адаптации «проблемным» детям, а также в выборе будущей профессии,
  • детям с ограниченными возможностями дать радость общения со сверстниками, с произведениями искусства.

Культурно-образовательная и просветительская деятельность музея осуществляется в следующих формах:

  • обзорные и тематические экскурсии: «Наш музей», «В русской избе», «Промыслы России и Подмосковья», «Народная одежда», «Народная игрушка»,
  •  беседы: «В гостях у народных умельцев», «Девицы-красавицы, душеньки-подруженьки», «Традиции и обряды нашего народа», «Герои России», «Образ защитника Отечества в народной культуре», «Образ матери в народной культуре», «Народная медицина», «Календарные праздники нашего народа».
  • родительский лекторий: «Трудовое воспитание детей и народная педагогика», «Духовно-нравственное воспитание детей в народной педагогике», «Роль игры и игрушки в воспитании детей»,
  • конкурсы, викторины, театрализованное проведение народных праздников: «Ярмарка», «Святки», «Дни славянской письменности и культуры»
  • студийно-кружковая работа - 10 кружков,
  • музейные уроки,
  •  информационно-издательская деятельность: стенгазета «Наше культурное наследие», фотовитрины «Наш музей день за днём», радиогазета (беседы на местном радио), 2005-2008 год, телепроект «Истоки» 2010 – 2011год.    

Креативные формы освоения народной культуры на кружковых занятиях и музейных уроках развивают творческие способности детей, расширяют кругозор учащихся.    

Кружки в системе дополнительного образования – ещё один важный элемент в системе воспитательного процесса в школе как важное средство нравственного развития ребенка;

Мы не забываем, что никакой учебный предмет или кружок сам по себе не воспитает ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживаем это в ребенке.

В системе дополнительного образования сложилась своя система по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Педагогом дополнительного образования Черных И.А. на базе школьного музея народного быта и творчества, которым она руководит уже 15 лет, продумана система кружков с 1 по 9 классы, позволяющая поэтапно, с учётом возрастных особенностей вести работу по формированию духовного мира детей, начиная с 1 класса. Народная и православная культуры нашего народа находятся в неразрывном единстве – это нашло отражение в содержательной стороне кружковых занятий, главными целями которых стали

  1. приобщение детей к истокам национальной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа через их изучение,             
  1. становление духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения народных и православных праздников, изучение истории и культуры своего края,
  2. восстановление семейных ценностей через изучение их в традиционной и православной культурах.

Курс «Народоведение. Россиеведение» 1– 4 классы

  • классы «Народный календарь»
  • классы «Родная земля. Лопасневедение. Москвоведение»

3 классы «Россия – Родина моя»

  • классы «Семейные обычаи и обряды»

5– 8 классы

  • 5 класс «Вечные образы искусства. Мифология» 
  • «Духовная культура России»
  •  6 класс «Вечные образы искусства . Библия»

7-8 классы «Духовная культура Подмосковья»

9 класс «В мире добра и красоты»

 На базе музея открыты кружки: «Народная культура» 1-4 классы, краеведения (5-7классы), «Духовная культура России» 5 класс, «Вечные образы искусства. Библия» 6 класс, истории отечественной культуры (8-9 классы), музееведения, юных экскурсоводов, театральный, что позволяет осуществлять принцип преемственности в изучении духовной культуры своего народа и организованно проводить поисково-краеведческую работу.

В музее есть основной и вспомогательный фонды: это более 600 предметов народных промыслов, домашней утвари, крестьянской одежды и обуви, макет крестьянской избы, наглядные материалы для сопровождения экскурсий и бесед, видео-, аудио-и фонотека (записи  фольклорных произведений, фильмы о народных промыслах), видео- и фотоархив работы музея.

 В музее оформлены ансамблевая экспозиция «Русская изба» и экспозиционный комплекс «Народные промыслы». Они включают в себя такие разделы: «Крестьянский дом», «Домашняя утварь и орудия труда»,

«Народная одежда», «Вышивка», «Хлеб – всему голова», «Народная игрушка», «Русское чаепитие» и другие.

 С 2011г.по 2016г. в зданиях школы №2 и №3 оформлены кабинеты с тематическими экспозициями «Народный календарь» и «Устное народное творчество» для занятий в кружке «Народная культура» с учащимися 1-ых и 2-4-ых классов начальной школы                                               

Школьный музей – социокультурный проект, он работает как многофункциональная модель духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся, является важной частью учебно-воспитательного процесса школы.

На базе музея проводятся уроки русского языка, литературы, английского языка, истории, химии, технологии,      занятия для детей с ограниченными возможностями из РЦ «Аистёнок» по программе «Школа радости», беседы для членов Военно-патриотического клуба исторической реконструкции «Цитадель» по программе «России верные сыны»,  беседы для кружка «Рукодельница» по программе «Серебряное донце, золотое веретёнце», тематические классные часы из музейного каталога или по просьбе классных руководителей.

Ведётся работа по профориентации учащихся. Кроме того, материалы основного и вспомогательного фондов используются на уроках и во внеурочной деятельности учителями-предметниками и классными руководителями.

Помимо экскурсионной и просветительской работы, музеем проводится активная творческая и научно-методическая работа.

Школьники со своими проектами ежегодно участвуют в районных конкурсах и становятся его призёрами:

  • призёры районного кункурса проектов, посвящённого 2000-летию Рождества Христова: 2 место Сошенков А., 11 класс «Христианские мотивы в живописи В.М.Васнецова» и 3 место Ютанова Е. 11 класс «Библейские мотивы и образы в лирике С.Есенина»
  • «Рождественские образовательные чтения» в номинациях видеопроекты («Храмы Москвы и Подмосковья»2011г.), художественное чтение «Святые заступники земли Русской» 1 и 3 места Майоренко М, и Рахманбердиев М., 2014г.,
  • эссе «Актуальность цивилизационного выбора князя Владимира» 2015г. Майоренко М., 11 класс как участницы Всероссийского конкурса,
  • районный литературно-художественный конкурс, посвящённый памяти А.П.Чехова 2008г. в номинации «Проза» «Святочный рассказ» Беляева К., 6 класс 1 место

На базе музея проводились проблемные семинары для специалистов ГБУСМО РЦ «Аистёнок», 2008г., 20011г. руководителей школьных музеев 2011г., и 2013г., музей участвовал в семинаре для руководителей федеральных школ в 2009г. и учителей-предметников (иностранных языков 2013г., истории 2013г., школьных психологов 2014г., классных руководителей 2016г., учителей изобразительного искусства, 2017г.

Деятельность музея освещалась в районных и местных средствах массовой информации, стихи, рождественские рассказы учащихся, заметки о работе руководителя музея печатались в православной газете Чеховского Благочиния «Добрый пастырь»

Руководитель музея награждена грамотами начальника Управления образования Толмачёвой Е.Н. и Благочинных Чеховского Благочиния 2011г., 2014г. и 2016г.

    Ресурсное обеспечение

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. «Просвещение», 2009г.
  2. Азбука православного воспитания. — М., 1997.
  3. Алексеев С. Зримая истина. Энциклопедия православной иконы. М., 2003.
  4. Библейский богословский словарь. / Под редакцией В. Михайловского.м., 1995.
  5. Владимиров А., священник. Учебник жизни. М., 2001:
  6. Кошохов д., священник. Школьное православное образование. — М., 1999.
  7. Коротких С., священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий.
  8. Костеров Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. М., 2003.
  9. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижева и С. Фомина. М., 1993.
  10. Скоробогатько Н. Русские святые. М., 2004.
  11. Славянская энциклопедия. (В 2-х тгг.) М.: ((Олма-Пресс», 2001)
  12. Данилюк А.Я.. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2011г.
  13.  Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
  14. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011.
  15. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. СП6., 2002.
  16. Серия книг «Храмы Московской области» Владимир, 2001-2004 гг.
  17. Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» под редакцией Л.Н. Антоновой 2-е издание Москва 2007 г.
  1. Дети в календарном круге. Духовно-нравственное воспитание детей в народной культуре.
Яндекс.Метрика    ЦОиНК