20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Садовникова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов,

МБОУ гимназия № 7, г. Чехов, Московская область

«Чисто не там где убирают, а там где не мусорят»
(пословица)

Ни для кого не секрет, что согласно указу президента России, 2017 год – это Год экологии, значит, вопросам окружающей среды будет уделено большое внимание. Наша территория – это наш город Чехов. И мы должны охранять его природу.
После ужина мы привычным движением руки отправляют в ведро недоеденный салат, пу-стой пакет из-под молока, баночку из-под горошка. Утром, по дороге на работу, упакованные в пакет отходы выбрасываем в мусорные контейнеры. Простые действия, которые ежедневно вы-полняют тысячи людей, не задумываясь о катастрофических последствиях, как для себя, так и для окружающей среды. Где таится опасность?
И первое, что мы увидим в нашем мусорном контейнере – упаковка. Она являет собой 50% вывозимого мусора. Упаковка – это королева мусора. И как результат: по оценке современного состояния окружающей среды в городе и районе, в почвах района отмечается существенное за-грязнение пестицидами и ядохимикатами. Санитарное состояние водозаборов находится в не-удовлетворительном состоянии, в связи, с чем питьевая вода является неблагополучной по мик-робиологическим показателям. Поверхностные водные объекты, расположенные на территории района (реки Нара, Лопасня), относятся к неблагополучным водным объектам. В воздухе отме-чаются вредные вещества (диоксид азота и серы, взвешенные вещества, оксид углерода). Типич-ными загрязнителями в пределах территории города являются нефтепродукты, железо, марганец, свинец, алюминий, кадмий.
Данная проблема стоит очень остро в нашей местности... Поэтому мы с учениками решили выяснить, что можно сделать для ее решения нашими силами уже сегодня? Объектом нашего ис-следования стал город Чехов, где мы проживаем.
Данная тема актуальна, т.к. снизить количество бытовых отходов, в т.ч. упаковки, в наших с вами силах. Надо только знать, что для этого нужно. Важно не только следить за качеством и свойствами упаковки, но и проявить заботу об ее утилизации.
Цель работы изучить упаковку, как вид отходов, и выявить основные правила рациональ-ного использования и утилизации упаковки.
Для достижения этой цели предстоит решить задачи:
1. Изучить историю упаковки и развития упаковочной индустрии, и выяснить, способен ли человек обойтись без упаковки;
2. Изучить виды существующих упаковок;
3. Узнать какую упаковку можно сдать на переработку;
4. Определить, какой вид мусора составляет наибольшую часть отходов семьи;
5. Разработать советы и правила по уменьшению количества упаковки, идущей на вы-брос.
6. Выявить как можно больше идей насчёт повторного нестандартного использования упаковки;
7. Научить учеников нашей гимназии правильно сортировать мусор.
Методы нашей работы: изучение литературы и Интернет-ресурсов, анкетирование, наблюдение, опрос, эксперименты, встреча с дошкольниками, сравнение.


1. Упаковка, как важная часть жизни. История и виды упаковки

«Стремиться надо не к фееричности упаковки,
а ее минимальности и экологической чистоте»

Упаковка – это продукт, изготовленный из любого материала, используемый для хранения, защиты, транспортировки, доставки и презентации товара, от сырья до готовой продукции, в те-чение всего цикла от производителя до потребителя. Упаковкой считается используемая однора-зовая продукция, с этой же целью.
С тех пор как люди научились делать простейшие орудия труда, добывать огонь и заготав-ливать продукцию впрок, появилась потребность в изделиях для перемещения и хранения запа-сов. Вначале с этой целью использовались природные материалы: шкуры животных, полые ство-лы деревьев и кора. Затем появились жестяные банки, бумага, картон, пластик. Когда то наши ба-бушки ходили в магазин за молоком с бидоном, а продукты заворачивали в бумагу. И все продук-ты несли в авоське, которую можно было использовать очень долго (рис. 1).

Рис. 1. История упаковки

Развитие производственных технологий и разнообразие материалов позволило создать са-мые необычные виды упаковки, призванные отвечать сразу нескольким сложным потребитель-ским задачам: сохранение свойств предметов после их изготовления, расфасовка товара, марки-ровка продукции, а также придания им компактности для удобства транспортировки. Реклама, как известно, двигатель торговли, поэтому упаковка большей частью используется, как заявление фирмы о себе, предлагаемым продуктом покупателю.
Упаковка – очень важная часть товара. Без упаковки мы не смогли бы идентифицировать товар или продукт.
Упаковочную тару подразделяют на три основные группы по назначению:
1. Внутренняя (или потребительская) считается неразрывной частью продукции, вместе с ней товар продают потребителю. К потребительской упаковке можно отнести различные тюбики от крема, флакончики от духов, конфетные обертки и тому подобное.
2. Цеховая (внутризаводская) упаковка используется внутри предприятия с целью пере-движения материалов, сырья, частей товара к рабочим местам сборщиков, изготовителей. К такой таре относят различные виды поддонов, металлических и деревянных ящиков.
3. Внешняя (транспортировочная) упаковка нужна для передвижения продукции от пред-приятия-производителя к потребителю. Иногда она используется для хранения товара. К внешней упаковке относят всевозможные бочки, ящики, паковочные мешки из ткани, полиэтилена или бумаги.

2. Сроки разложения упаковки

«Второй раз землю покроет не губительный ледник, а упаковка»

Хочется также отметить, что упаковка может обеспечивать достаточно длительный срок хранения продукта. Это положительная сторона, но стоит упомянуть об одной из главных причин затаившейся опасности – длительном периоде разложения этой самой упаковки и об увеличении объема мусорной свалки в нашем городе.
Полученные данные по срокам разложения мы с учениками занесли в таблицу (рис. 2).

Материал

Срок

разложения

Материал

Срок

разложения

Газетная бумага

1-3 месяца

Деревянные изделия

10 лет

Картонные коробки

до 3-х мес.

Железные банки и др. изделия

10 лет

Изделия из шерсти

около 1 г.

Изделия из синт. материалов

около 40 лет

Самая обычная офисная бумага

2 года

Жестяные банки

90 лет

Изделия из натуральных тканей

2-3 года

Полиэтиленовый пакет

около 100-200 лет

Вощеная бумага

5 лет

Фольга

более 100 лет

Картон молочных пакетов

5 лет

Пластмасса или пластик

около 180-200 лет

Рис. 2 Сроки разложения отходов

Алюминиевые банки – почти самый опасный мусор. Срок разложения – 500 лет. И, наконец, стекло. Сколько его уже набито в наших местах отдыха, никому не известно. Срок разложения стекла более 1000 лет. Только вдумайтесь: тысячелетие! Еще как минимум 12 - 15 поколений будет наслаждаться нашими осколками (рис. 3).

Рис. 3 Сроки разложения


3. Вред и польза использованной упаковки

«Экология ухудшается из-за упаковки трижды – когда она производится, применяется и утилизируется»

Сотни морских птиц и животных гибнут, заглатывая пакеты или запутываясь в них.
Вы только представьте, что будет, если всю упаковку выкидывать. Она переживет вас с нами. Наш город превратится в большую мусорную свалку! Из интернета мы узнали, что большая часть мусора отвозится на специальные полигоны (а попросту, свалки), часть – сжигается на мусоро-сжигательных заводах и лишь небольшая часть отходов используется повторно. Многие вещи, например, пластик (бутылки, одноразовые стаканчики, контейнеры и т.п.) будут лежать на поли-гонах столетиями, поскольку они очень долго разлагаются...
А давайте обратим внимание, сколько и какую упаковку мы используем с Вами ежеднев-но. Это пакет в магазине, пластиковая бутылка воды, пакетик из-под бутербродов, коробочка из-под сока, фантики от конфет. После использования мы выбрасываем, это, не задумываясь! А ведь переработанная упаковка может получить вторую жизнь и сохранить природные ресурсы. А ее повторное использование сэкономит семейный бюджет.
Мы решили сравнить самый ходовой вид упаковки – пакет для продуктов (рис. 4).

Вид пакета

Срок службы

Срок разложения

Польза

Вред

Полиэтиленовый

 

Не более суток. Пакеты с ручками используют 1-3 раза.

Около 400 лет

Возможно вторично переработать.

На создание таких пакетов затрачивается 5% от добываемой нефти. При их производстве в атмосферу попадают очень вредные вещества, серьёзно загрязняются сточные воды.

Биоразлагаемый

 

 12-14 месяцев.

От 1,5-3 лет

 Такие пакеты гипоаллергенны, могут свободно  контактировать с продуктами питания, кожей человека.

В первые 12  месяцев после утилизации с биопакетом ничего не происходит.

Пакеты из крафт бумаги

 

Около суток..

1,5 месяца

Прочные, быстро разлагаются. Есть возможность вторичной переработки

Для изготовления таких пакетов требуется немалая вырубка лесов. При производстве бумаги в воздух могут попасть вредные вещества.

Тканевая сумка из спанбонда

 

Износостойкие и долговечные

От 1-3 лет, в зависимости от условий.

Многоразовые, с ними удобно ходить за покупками, они не деформируются, ручки не рвутся.

Изготавливается из полипропилена, который делается из этилена. А значит имеет такой же уровень вреда, что и производство полиэтилена.

Рис. 4 Сравнительный анализ упаковочных пакетов из различных материалов

Кроме того, хотим отметить, что упаковка может является средством социальных про-грамм. Например, магазин «Билла», с помощью продажи биоразлагаемых пакетов, помогает нуж-дающимся семьям. И мы, с вами, покупая такой пакет, вносим свой вклад в благотворительное дело и не наносим вред природе.
Проведя анализ можно сделать вывод, необходимо следить за качеством и свойствами упа-ковки. Для покупок в магазинах и супермаркетов можно использовать многоразовые сумки из натуральных материалов. Холщёвые, тканевые, корзинки, авоськи! Это и красиво, и главное, очень удобно. Вы сможете ходить с ними за покупками бесконечное количество раз! Так какой же отличительный знак безопасной упаковки?

4. «Петля Мебиуса»

Существует общепризнанный в мире символ вторичной переработки – треугольник из трех стрелок – «Петля Мебиуса», означает, что материал, из которого изготовлена упаковка, мо-жет быть переработан, или что упаковка частично или полностью изготовлена из вторичного сы-рья (рис. 5).

Рис. 5 Петля Мебиуса

Это легко объяснимо. Стрелочки означают, что цикл изготовления и переработки перехо-дит сам в себя, то есть он замкнутый. Вообще-то постановка этого знака не регламентируется ни-какими законодательными требованиями и ставится исключительно по желанию производителя. Но в свете того, что за экологию сейчас борются ускоренными темпами, практически все исполь-зуемые в промышленности упаковочные материалы подвергаются вторичной переработке.

4.1 Вторичное использование

Необходимое условие для переработки бытовых отходов, так называемый раздельный сбор мусора. Когда бумага собирается отдельно, пищевые отходы – отдельно, пластик – отдельно. Раздельный сбор отходов и вторичная переработка могут подарить отходам вторую жизнь!

Рис. 6 Раздельный сбор мусора

Рассмотрим наиболее распространенные виды материалов упаковки, таких как стекло, бу-мага, различные виды пластика.
А) Бумага. Всю собранную макулатуру делят на группы:
* А – высокая группа (белая бумага);
* Б – средняя группа (картон, бумага, книги, брошюры, проспекты, каталоги и др.);
* В – низкая группа (газеты, бумага обложечная, светочувствительная, обои и др.);
При изготовлении бумаги из макулатуры только водопотребление уменьшается на 58%, загрязнение вод – на 35%, воздушные выбросы – на 74%, не говоря уже о том, что не требуется вырубать новый лес, тратить силы и средства на лесопосадки и уход за ними.
1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины. 100 кг макулатуры сохраняет жизнь 1 дереву. 1 кг макулатуры может превратиться в три журнала (рис. 7).
Б) Пластик. Пластиковая упаковка подразделяется на 7 видов пластмасс, для каждого из них существуют свой цифровой символ, который производители наносят с целью информирова-ния о типе материала, возможностях его переработки и для упрощения процедуры сортировки перед отправкой пластмассы на переработку и вторичное использование.
Популярность пластика объясняется его легкостью, экономичностью, удобством использо-вания. Так, при изготовлении пластика энергии требуется на 21% меньше, чем при изготовлении стекла. Циклический процесс бесконечной переработки пластиковых бутылок, экономит средства и защищает окружающую среду.
5 ПЭТ бутылок могут превратиться в лыжную куртку, а 25 бутылок в теплый свитер из ис-кусственной шерсти.
В) Стекло. Стекло -100% рецеркулируемый материал. Процесс переработки стекла – пол-ностью замкнутый цикл, не создающий никаких дополнительных отходов или побочных продук-тов. При этом каждая тонна перерабатываемого стекла экономит порядка 650 кг песка, 186 кг со-ды и около 200 кг известняка, а также существенно снижает энергозатраты при производстве. Одним из приоритетных направлений остается изготовление сверхпрочного бетона. 1 подаренная баночка - это внимание и забота проявленная бабушкам-пенсионерам, которые делают варенья и другие заготовки.
Горы отходов никуда не пропадают с нашей планеты. А, ведь, когда мы выбрасываем что-то в мусорный бак, мы выбрасываем не просто вещь, но и ресурсы, затраченные на ее производ-ство, а также, вносим вклад в увеличение объема свалки. Беря во внимание эти факты, современ-ный подход к проблеме отходов можно назвать бездумным расточительством. Представьте, како-ва была бы экономия, используй мы повторно, хотя бы треть всего, что производим?!

Рис. 7 Бездумное расточительство?! Задумайтесь!!!

5. Практические исследования и выводы

«Разумный, скромный, заботящийся о сохранении природы человек – упаковку использует минимально»

5.1. Анкетирование

Изучив литературу по данной теме, было проведено анкетирование учащихся 4а класса гимназии № 7. Ребятам были заданы следующие вопросы:
Знаете ли Вы, из чего делают упаковку? Используете ли Вы повторно упаков-ку?
Сортируете ли Вы отходы?
Были получены ответы на вопросы, для наглядности мы отобразили их в виде диаграмм (рис. 8). Вывод: учащиеся знают, из чего делают упаковку, и понимают, что использованный ма-териал наносит большой вред окружающей среде. Большинство также знают, что отходы надо сортировать, но только часть из них сортируют. Остальные не знают, как это делать, но хотели бы узнать и научиться этому. Порадовало, что многие находят повторное применение использован-ной упаковки.

Знаете ли Вы, из чего делают упаковку? 

Используете ли Вы повторно упаковку?

Сортируете ли Вы отходы?

Рисунок 8. Анкетирование учащихся

На основании этого, ученики провели исследования по данной теме. Наши исследования мы провели в трёх направлениях: дома, в школе и в детском саду.

5.2 Упаковка – королева мусора

Для начала было решено выяснить, какую часть мусора составляет упаковка в семье из 4-х человек. Одной ученице предстояло провести исследование, сколько и какого именно мусора мы выбрасываем. Эксперимент поддержала вся семья!
Маркером было подписано 4 мешка: пластик, бумага, стекло, прочее. В течение недели члены семьи дружно сортировали всё, что шло на выброс в соответствующий пакет.

Выбрасываемая упаковка: Пластик: бутылка из-под минеральной воды, стаканчик из-под йогурта, банка, шампунь и т.п. Бумага – от конфет, коробочка под печенье, например, молочные пакеты, пакетики от сока и йогурта и т.д. Стекло – газировка, лекарство, разбитая стеклянная ми-сочка. Прочее: кожура банан, апельсин, яблок и т.д.

В конце каждого дня сравнивали количество мусора в трёх первых мешках с количеством мусора в четвёртом мешке. Результат был неизменным: суммарный объём трёх мешков с упаков-кой всегда был больше, чем объём мешка с прочим мусором.

5.3 Экологический эксперимент

Далее, в школе был произведён опыт среди учеников начальной школы. В двух туалетах для обучающихся начальных классов были установлены дополнительные корзины для сортиров-ки мусора по виду « Пластик», « Бумага», « Прочие отходы». Над корзинами были наклеены ин-формационные указатели (рис. 9).
В течение двух недель, учащиеся наблюдали, пользуются ли информацией, и, как, резуль-тат сортируют ли отходы по контейнерам. Результаты были следующие: в первую неделю в кон-тейнере с прочими отходами лежал пластик и картон. Это говорило о том, что некоторые не зна-ют или не привыкли к правильной сортировке. Но на второй неделе эксперимента, мусор в кор-зинах был чётко рассортирован.

Рис. 9 Опыт в школе

5.4 Прививаем полезные привычки в раннем возрасте

В-третьих, известно, что нужно прививать полезные привычки с раннего возраста. Была выбрана экологическая сказка, с которой ученики 4 а класса отправились в детский сад № 21 го-рода Чехова. Нашей задачей было ещё раз напомнить о том, что надо беречь природу, не разбра-сывая мусор. И с помощью игры показали, как правильно распределять мусор по определённым контейнерам, и что можно получить в результате переработки данного материала. Детям было очень интересно сортировать и узнавать о новом.

На основе экспериментов были сделаны выводы:

1. Упаковка - несомненный лидер по объёму среди всего выбрасываемого мусора.
2. Сортировать мусор совсем нетрудно! Просто это должно войти в привычку.
Мы сами будем охотно сортировать мусор по группам (стекло, пластик, бумага, пищевые отходы и т.д.) и правильно его утилизировать, ведь в нашем городе уже есть контейнеры для пла-стика, установлен ряд экобоксов для приёма элементов электропитания, ртутных ламп и градус-ников. В школах проводятся специальные экоигры, обучающие подрастающее поколение совре-менным подходам к обращению с мусором. И, это, только первые, но очень правильные шаги.

Заключение

После изучения информации и проведённых исследований, ученики выяснили, что упако-вочные материалы на сегодняшний день используются во всех областях жизнедеятельности и значительно облегчают нашу жизнь. Мешки для мусора, полиэтиленовые и бумажные пакеты – без них уже невозможно представить быт современного человека. Поэтому важно не только сле-дить за качеством и свойствами упаковки, но и проявить заботу об ее утилизации.
Нами было разработан стенд «Упаковка: правило трёх «П»: поменьше, повторно и перера-ботка» Мы предлагаем его повесить на видном месте в школе для изучения всеми учащимися гимназии.

Рис. 10 Стенд «Упаковка: правило трех «П»

 

На основе «Правила трёх «П», ученики подготовили советы «5 способов уменьшить ко-личество выбрасываемой упаковки» и раздали жителям нашего города памятки:
1.Брать с собой еду (например, в школу) в контейнерах многоразового использования, а не в одноразовых пакетах. Пластиковую бутылку заменить бутылкой, которую можно использовать неоднократно.
2. Покупать продукты в больших упаковках, а не упакованные поштучно.
3. Использовать сумки из ткани, чтобы донести покупки до дома.
4. Сортировать отходы и сдавать мусор, который можно переработать и вновь использо-вать (стеклянные бутылки, жестяные банки, макулатуру и т.п.)
5. Использовать упаковку повторно не по своему прямому назначению, а находя ей новое, порой неожиданное, применение. Например, использованная пачка молока может стать кормуш-кой для птиц. Мы нашли её и другое применение. Теперь это копилка советов, где каждый из учеников может поделиться своими знаниями о том, как можно ещё использовать упаковку .

Также мы предлагаем эту информацию разместить на видном месте в школе и дома, чтобы всегда помнить эти правила и следовать им.

Пока мы готовили данную работу и проводили исследования, появилась информация, что наш президент В.В. Путин поддержал новый подход к утилизации мусора, большую часть кото-рого составляет упаковка, а именно правильной его сортировке.
И это ещё раз подтверждает, что тема работы актуальна, и мы с учениками на правильном пути!

«Стремиться надо не к фееричности упаковки, а ее минимальности и экологической чистоте»

Список используемых источников:

1. Классификация и способы упаковки [Электронный ресурс] URL: http://engitime.ru/statyi1/raznoe/klassifikaciya-i-sposoby-upakovki.html
2. Бумажные, пластиковые и биоразлагаемые: какие пакеты самые опасные [Электрон-ный ресурс] URL: http://recyclemag.ru/article/kakie-pakety-samye-opasnye
3. Сроки разложения разных видов мусора [Электронный ресурс] URL: http://vse-krugom.ru/sroki-razlozheniya-raznyx-vidov-musora/
4. МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад №21 [Электронный ресурс] URL: http://ds21.edumsko.ru/about/news/net_mesta_musoru
5. Основы тароведения [Электронный ресурс] URL: http://tovaroveded.ru/upakovka-i-khranenie-pishchevykh-produktov/222-osnovy_tarovedeniya.html
6. Природно-экологическая ситуация Чеховского района Московской области [Элек-тронный ресурс] URL: http://www.ecoanaliz.ru/cat-ecomoscow/59-ecochehov.html
7. Товарные знаки [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/104235/petlya-mebiusa-na-upakovke-chto-eto
8. К. Мишина, А. Зыкова Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.-512 с.
9. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. -Ярославль: Академия развития, 1999, 192 с.
10. Чуб Н.В. Азбука экологии.- Фактор, 2016, 96 с.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК