13 - 12 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Гришакина Ольга Петровна, учитель географии, классный руководитель,

МБОУ гимназия № 7, г. Чехов, Московская область

Авторский коллектив:  учащиеся 10 а класса
Андреева Яна, Мамонова Софья,
Сираджеддинова Шафига, Назарова Виктория,
Дворянинов Дмитрий, Ломакин Иван
 

С 1 сентября 2015 года ребята стали учиться вместе в гимназическом 10 классе химико-биологического профиля. В классе собрались ученики из 5 учебных заведений нашего города, которые решили посвятить свою будущую жизнь медицине, химии и фармацевтике. Что их привело в эту сферу? Большинство – дети медиков, и они продолжают семейные династии, прекрасно понимая, что из себя представляет медицина «взглядом изнутри», вторая группа – ребята, которым нравится помогать людям, восстанавливать их здоровье, находить новые лекарства для лечения больных, разрабатывать научные направления, помогающие через химию, биологию, находить новые пути для решения проблем современного здравоохранения.

Рис. 1 Наш химико-биологический класс
(мы – будущие медики, химики и фармацевты)

Ребята прекрасно осознают как много нужно учиться для того чтобы стать хорошим специалистом, какие сложные предметы проходят в классе химико-биологического профиля, как нужно усердно готовиться к ЕГЭ, ведь все мы уже выбрали, что будем сдавать кроме обязательных предметов, химию и биологию. НО, они очень хотели бы кроме уроков и элективов соответствующего содержания, чтобы их ближе познакомили с профессиями в сфере медицины, химии и биологии; хотели побывать в высших учебных заведениях такого профиля, в медицинских учреждениях, в научных организациях, побеседовать с различными специалистами. Родители и педагоги решили организовать это в системе социального партнерства. Учащиеся вышли с инициативой перед администрацией гимназии о реализации изученной  темы в этом вопросе и организации сотрудничества с высшими учебными заведениями, которые их заинтересуют как будущих медиков, химиков и фармацевтов.
Цель проекта: организация социального партнерства с научными и медицинскими учреждениями, высшими учебными заведениями для лучшей реализации задач обучения в классе химико-биологического профиля, пропаганды научных и химико-биологических знаний.
Задачи:
1. Изучить литературу, интернет-источники, традиции гимназии в плане социального партнерства.
2. Познакомиться с организациями, готовыми помогать учащимся профильных старших классов во встречах с учеными и специалистами, экскурсиях в высшие учебные заведения и музеи соответствующего профиля.
3. Установить контакты с Московским химическим обществом имени Д. Менделеева и совместно с ним разработать годовую программу сотрудничества гимназии для классов химико-биологического профиля.
Показателями для оценки результативности проекта могут стать:
1. Разработанная схема взаимодействия.
2. Встречи, лекции, обучающие семинары, мастер-классы со специалистами, организованные в рамках программы.
3. Экскурсии в научные организации, вузы, больницы.
4. Активность участия школьников в предлагаемых мероприятиях.
5. Статьи о поездках, публикации на сайте гимназии, фотоотчеты, распространение опыта реализации проекта через информационную среду и образовательные ресурсы местного, регионального и федерального значения.
Сроки реализации проекта: 2015-2016 учебный год
Этапы:

  • Подготовительный. Сентябрь, 2015 года.
  • Основной. Октябрь 2015 – Май 2016 года.
  • Отчетный, завершающий. Май – Июнь 2016 года.

Материалы проекта могут быть использованы как в рамках работы нашей гимназии с классами профильного уровня, так могут быть переданы другим школам нашего района и всем заинтересованным лицам.

1. Понятие социального партнерства в образовании

1. Всё современное образование, система образовательных учреждений, отдельно взятое учебное заведение, не могут развиваться в изолированной среде, быть оторванными от общества, его задач, его состояния на определенном историческом этапе, его проблем и его перспектив. Образование работает для общества, отвечает на его социальные чаяния, его социальные заказы. [11]
2. В систему образования за рубежом уже давно вовлекаются разнообразные институты гражданского общества, к жизни образовательных учреждений привлекается широкий круг родителей и общественности. [9]
3. Социальное партнерство в образовании – это система отношений общеобразовательного учреждения и различных субъектов (общественных, научных, образовательных, производственных, культурных) территории, которая ориентирована на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов населения данного региона и общих требований к образованию на современном этапе. (Трусова Л.А.)
4. Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности за полученный результат. (Зарубина В.Г.)
Совсем недавно в России с позиции реформ и инноваций предполагалось, что в сфере образования удастся быстро выстроить новую систему партнерства взамен старой практики шефских отношений.
Можно выделить несколько ключевых параметров, от которых зависят устойчивость и социальная эффективность партнерства: [3]

  • Степень свободы образовательного учреждения в развитии осуществляемого в нем учебного плана.
  • Свобода выбора участников социального партнерства. Разнообразие и дифференциация образовательных учреждений.
  • Общая заинтересованность сторон в организации программ сотрудничества.
  • Способность образовательных учреждений к выработке собственной схемы взаимодействия, активный поиск направлений сотрудничества.
  • Собственные финансовые ресурсы школы или вуза - существенное условие для привлечения внешних партнеров и, в случае необходимости, определенной информационной и экономической поддержки их деятельности в интересах образования.

Школа не должна одна готовить будущее для общества и экономики поколение, это должны вместе делать все, кому это будущее нужно.

2. Традиции социального партнерства в гимназии
Гимназия №7 г. Чехова - это образовательное учреждение повышенного статуса, работающее для школьников, имеющих повышенную мотивацию к учению, широко развивающее их интеллектуальные способности. На старшей степени образования гимназия имеет большой опыт работы с классами разного профиля: универсального, социально-экономического, гуманитарного, социального, химико-биологического. Выбор профиля всегда отвечал социальному запросу – интересам учащихся и их родителей. Гимназия активно сотрудничала со всеми учебными заведениями города, учреждениями профессионального обучения, общественными организациями, органами управления и выпускниками школы, была партнером всех образовательных проектов Чеховского района. [3]
Просмотрев школьные архивы, побеседовав с учителями – ветеранами гимназии Николаевой Л.В., Романовой Н.М., Марышкиной Т.Д., Бардановой Л.Д., Ярыкиной И.Г., Сочиневой С.Е. мы узнали, что наиболее активно социальное партнерство стало развиваться в гимназии с 2004 года под руководством директора (в то время) Гончаровой Т.В.
2004 год -

  • участие общеобразовательных учреждений Чеховского района Московской области в проекте Управления образования «Формирование модели сетевой организации профильного обучения через развитие социального партнерства в муниципальной системе образования», получившего финансирование в соответствии с Областной целевой программой «Развитие образования в Московской области на период 2001-2005 гг.»;
  • создание сети учреждений, организующих профильное обучение и социальное взаимодействие, выделение опорных школ района для обобщения и распространения лучшего педагогического опыта в данном направлении (МОУ гимназия №7, МОУ гимназия №2, МОУ лицей №4, МОУ СОШ №1, МОУ СОШ №3, МОУ Любучанская СОШ, МОУ Новобытовская СОШ, МОУ Дубненская СОШ) См. Рис.2 стр.7
  • получение Звания «Лидер» (победитель) в номинации «Школа социального партнерства» МОУ гимназией №7 г. Чехова в Первом Московском областном конкурсе «Лучшие школы Подмосковья» 19.02.2004, участие гимназии во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» - 2004.
  • получение гранта Министерства образования Московской области Управлением образования за разработку и внедрение проекта «Развитие модели сетевой организации профильного обучения в муниципальной системе на основе социального партнерства»;

 

Рис.2 Модель социального партнерства МОУ гимназии №7 г.Чехова в рамках муниципального проекта «Формирование модели сетевой организации профильного обучения через развитие социального партнерства в муниципальной системе образования»

3. Организация социального партнерства с научными организациями и высшими учебными заведениями в классах химико-биологического профиля
3.1 Особенности и значение социального партнерства в классах при профильном уровне обучения (химико - биологического профиля)
Гимназия в последние годы специализируется на обучении старшеклассников по социальному, социально-гуманитарному и социально-экономическому профилю. Здесь среди ее социальных партнеров можно выделить общественные организации города, учреждения, связанные с экономикой и финансами – налоговую инспекцию, банки, Службу занятости, Социальные службы, высшие учебные заведения экономического профиля, организации, поддерживающие научную, исследовательскую и проектную деятельность детей и молодежи. Например, давним партнером гимназия является Общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция». Ежегодно организация проводит 10 всероссийских мероприятий, 10 000 участников. За годы сотрудничества (с 2003 года) через всероссийские мероприятия этой организации (форумы, конференции, конкурсы, фестивали, симпозиумы) прошли 85 гимназистов. С 2011 года на базе гимназии, на базе научного общества работает Чеховское отделение НС «Интеграции». Наши ребята получали в Интеграции самые различные дипломы и грамоты, высшие награды – Золотые и Серебряные нагрудные знаки и медали, две Премии Президента РФ для поддержки талантливых детей и молодежи. Сведения о лучших выпускниках гимназии два раза опубликованы в сборниках – энциклопедиях «Одаренные дети – будущее России» (2006, 2012). С работой НС «Интеграции можно познакомиться на сайте по ссылке: http://integraciya.org/konkursy/
Сотрудничает гимназия с Московским отделением Русского географического общества http://msk.rgo.ru , Центром образовательного и научного консалтинга г. Чехова http://conseducenter.ru, СМИ «Электронный журнал «Профессиональная инициатива» http://profesiniciative.ru, Чеховским филиалом МФЮА (Московским финансово-юридическим университетом) http://ch.mfua.ru, Межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых» http://ja-russia.ru, ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» http://губернский-колледж.рф .

Безусловно, такая система сотрудничества полезна и разумна, она помогает при развитии школьников, воспитании у них гражданской ответственности и патриотических чувств, творческих способностей, спортивных достижений, расширяет возможности привлечения специалистов для ведения занятий и мероприятий в классах профильного обучения, но вновь созданного химико-билогического профиля отдельного блока сотрудничества мы не нашли.

3.2 Практическая часть: направления реализации проекта, расчетная часть, информационная составляющая
Много думая над тем, как мы будем заниматься в классе химико-биологического профиля, побеседовав с нашими учителями по биологии Арзамасцевой Л.Н., химии – Бовкунович Е.В., тщательно изучив учебный план, содержание предметов и элективных курсов МЫ РЕШИЛИ выступить перед администрацией гимназии и Управляющим советом с инициативой о расширении профориентационной работы в нашем профиле обучения, поиска социальных партнеров гимназии для знакомства нашего класса с особенностями профессий в химии, биологии, медицине, фармацевтике, знакомства с вузами соответствующего профиля. [1,5]
Мы засели за журналы по медицине, химии и биологии, просмотрели более 100 сайтов высших учебных заведений, химических и биологических общественных организаций, музеев медицины, естествознания, медицинских учреждений нашего города. [15, 16, 17] Проанализировав разнообразную информацию, мы предложили администрации гимназии установить контакты с учреждениями, особенно заинтересовавшими наш класс:

1) Московское химическое общество имени Д.И. Менделеева http://mmxo.ru, г. Москва, 107 045, Колокольников переулок, д.17/20, телефон 8 495 -625 86 00
2) Российский химико-технологический университет http://www.muctr.ru г. Москва, 125 047, Миусская площадь, д.9, телефон 8 499 -9788660
3) Музей землеведения МГУ http://www.mes.msu.ru г. Москва, Ленинские горы, д.1, Главное здание МГУ, этажи 24-31
4) МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Ленинские горы, д.1.
Химический факультет http://www.chem.msu.ru/rus/weldept.html ,
Биологический факультет http://www.bio.msu.ru
Факультет фундаментальной медицины http://www.fbm.msu.ru
5)Государственный биологический музей имени К.Тимирязева http://progulkipomoskve.ru/publ/muzei_moskvy/ gosudarstvennyj_biologicheskij_muzej_imeni_timirjazeva_v_moskve/27-1-0-339 г. Москва, ул. Малая Грузинская, д.15
6) Музей истории медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова г. Москва, ул. Большая Пироговская, д.2. http://www.museum.ru/m1754
7) Институт физиологически активных веществ РАН в составе Ногинского научного центра РАН в г. Черноголовка, Московская область, г. Черноголовка, Северный проезд, д.1. Телефон 8 496 5249508
8) Центральная районная поликлиника г. Чехова, ул. Пионерская, д.10
9) Центральная районная больница г. Чехова №1, №2.

На сайте бланков и образцов деловых документов http://working-papers.ru/obrazcu-dokymentov.html мы нашли бланки официальных писем и составили Письма – предложения о сотрудничестве. Директор гимназии Рубцова Елена Николаевна, заместители директора, как официальные представители гимназии прозвонили в предложенные нами организации и отправили официальные письма. К работе над проектом подключились наши родители (многие из них медики), они узнали условия встреч со специалистами и учеными, интересующих нас учреждений, систему оплаты и заказа автобусов, обеспечение безопасности во время поездок.
В результате работы над проектом мы предложили гимназии добавить в схему социального сотрудничества БЛОК «учреждения для улучшения реализации задач профильного обучения в классах химико-биологического профиля». То есть, когда в гимназии будут планироваться и действовать классы химико-биологического профиля следует активно использовать социальное партнерство.

Таблица 1 - Направления реализации проекта 

Направления, мероприятия

Сроки

1

Знакомство с профессиями в сфере медицины, химии и биологии.

 Встречи со  специалистами.

1-10.09/15

2

Знакомство с системой работы медицинского учреждения. Экскурсия в стационар акушерского отделения  ГБУЗ МО Чеховская районная больница №1

23.09./15

3

День донора. Знакомство с особенностями работы Отделения переливания крови  ГБУЗ МО Чеховская районная больница №1

28.09-

1.10./15

4

Знакомство с Московским химическим обществом им. Менделеева

10.10.15

5

Встреча с учеными Российского химико-технологического  университета  им. Д.И. Менделеева, лекции, работа в лаборатории электрохимии, мастер-класс в лаборатории стекол - ситаллов

22.10./15

6

Знакомство с особенностями обучения в Мещерском медицинском училище

10.11/15

7

Встреча с учеными Института физиологически активных веществ Российской академии наук в г. Черноголовка: лекция по медицинской химии, работа  лабораториях, экскурсия по учреждению, вечер вопросов и ответов

3.12./15

8

Знакомство с системой работы Чеховской центральной районной поликлиники

15.01./16

9

Встреча с учеными химического и биологического факультета Московского государственного университета им. Ломоносова

11.02./16

10

Экскурсия в музей землеведения МГУ им. Ломоносова

11.02./16

11

Обзор литературы и интернет-ресурсов по высшим учебным заведениям медицинского профиля

15.03./16

12

Экскурсия в Главный ботанический сад  г. Москвы

21.05./16

Для осуществления проекта есть мероприятия, которые будут проведены абсолютно бесплатно, но есть выездные мероприятия на которые нам потребуются определенные затраты (транспорт, входные билеты), которые готовы оплатить наши родители, так как они заинтересованы в лучшей реализации содержания профильного обучения и профориентационной работы в нашем классе. Часть средств мы можем сэкономить сами и даже заработать (раздача листовок, реклам, сдача макулатуры, подработка в Макдональдсе)

Таблица 2-Расчетная составляющая проекта (финансовые затраты)

Название затрат

Цена, стоимость

1

Аренда автобуса на день в туристическом бюро, «Технология путешествий»

 

10 000 р. за день

25 ч. * 400 р. = 10 000 р.

Итого за 4 экскурсии

40 000 р.

2

Аптечка общего назначения

http://spb-nova.ru/aptechki-dlya-byita/   

1 300 р. на всю группу

3

Питание в дорогу, в столовой

200 р. на человека, итого 5 000 на 1 экскурсию, на 4 экскурсии 20 000 р

4

Входные билеты в Музей землеведения МГУс экскурсией

220 р. на 1 человека, итого  5 500 р.

5

Входные билеты в Главный ботанический сад      с экскурсией

220 р на 1 человека,

итого  5 500 р.

 

Общая сумма на 4 экскурсии с выездом  на группу (год)

72 300 р.

 

Общая сумма на 4 экскурсии с выездом  на 1 человека (год)

2 892 р.

Информационная составляющая нашего проекта заключается в предварительном изучении всех организаций, с которыми мы собираемся наладить сотрудничество. Данные о них мы разместили на странице 11 проекта. Мероприятия вне выезда мы организуем сами с нашими педагогами.

Заключение 

Коллективный проект «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ В КЛАССАХ ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ» выполнен в форме социально-значимого проекта. Он был составлен в сентябре 2015 года, реализовывался в течение 2015-2016 учебного года.
Цель проекта достигнута: определены основные направления организации социального партнерства с научными и медицинскими учреждениями, высшими учебными заведениями для лучшей реализации задач обучения в 10-м классе химико-биологического профиля, пропаганды научных и химико-биологических знаний.
В результате решены задачи:

  • Изучено 24 источника литературы и более 50 интернет-источников по теме социального партнерства и сотрудничества общеобразовательных организаций и высших учебных заведений по профилю обучения, сайты вузов, музеев, общественных и научных организаций в сфере химии, биологии, медицины.
  • На основании работы с архивами гимназии и бесед с ее педагогами, длительное время работающими в учреждении, выяснены традиции в плане социального партнерства. В схему сотрудничества гимназии составлен и добавлен блок для химико-биологических классов.
  • Организовано знакомство с организациями, готовыми помогать учащимся профильных старших классов во встречах с учеными и специалистами, в экскурсиях в высшие учебные заведения и музеи соответствующего профиля.
  • Определены затраты, необходимые на организацию выездных мероприятий.
  • Установлены контакты с Московским химическим обществом имени Д. И. Менделеева, совместно с ним разработана и реализована годовая программа (см. стр. 13) сотрудничества гимназии и 10а класса химико-биологического профиля.
  • Промежуточные отчеты после проведенных экскурсий опубликованы на сайте гимназии по ссылкам:
  • http://gim7.edumsko.ru/about/news/ekskursiya_10a_klassa_v_roddom 24.09.2015 Экскурсия в Акушерское отделение ЧЦРБ №1
  • http://gim7.edumsko.ru/about/news/himiya_v_nauke_zhizni_praktike 23.10.2015 Встреча с учеными в РХТУ
  • http://gim7.edumsko.ru/about/news/institut_fiziologicheski_aktivnyh_vewestv_rossijskoj_akademii_nauk_-_shkol_nikam
  •  3.12.2015 ИФАВ РАН, г.Черноголовка
  • http://gim7.edumsko.ru/about/news/organizaciya_socialnogo_partnerstva_s_vuzami_i_nauchnymi_organizaciyami_v_klassah_himiko-biologicheskogo_profilya 31.05.2016 Итоговый отчет
  • Полный итоговый отчет опубликован 1.06.2016г. в СМИ «Электронный журнал «Профессиональная инициатива» (журнал - Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77- 51861 от 23.11.2012) по ссылке:http://profesiniciative.ru/index.php/onv1/471-bovkunovich-arzamasceva
  • Составлен содержательный фотоотчет о проделанной работе.

Рис. 3. Свое будущее мы готовим сами

Литература:

1. Алейникова И. Лучшие изменяют школу //Управление школой. -№2.-2011. -С.14-20
2. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. -М.: Академический проект, 2009. -776с.
3. Гришакина О.П. Социальное партнерство в предпрофильной подготовке и профильном обучении: из опыта работы гимназии №7 г. Чехова. //Профильная школа. Инф. и научно-метод. журнал Мин. Обр. РФ, РАО, -М.: изд-во Русский журнал. №4. -2004.-с.22-24
4. Дмитриева К.А., Рябинина Т.Б. Выбор профессии. Энциклопедия профессий. -М.: ОлмаМедиаГрупп, 2017. -110с.
5. Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения. –СПб.: КАРО. 2005.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
7. Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе/ Под ред. Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. Вып. 2. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -192с.
8. Кособок М. Возможности безграничны// Управление школой. -№7.- 2011. С.45-46
9. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза//Высшее образования в России. -№6. -2006.
10. Сартан Я. Из проектов – в реальную жизнь// Управление школой. -№ 1.- 2011. -С.18-21.
11. Трусова Л.А. автореферат диссертации «Формирование предпринимательский компетенций в условиях социального партнерства» - М.: Перо, 2012.
12. Шалаева Г.П. Хочу стать врачом. – М.: АСТ, 2010. – 64с.
13. Шубинский, В.С. Человек как цель воспитания/ В.С. Шубинский // Педагогика. -№3-4.-1992.-с.37-43.
14. Янцева Л.И. Большой словарь медицинский терминов. – М.: Центрполиграф, 2007. – 959с.

15. Медицинские вузы России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://krasgmu.net/publ/medicinskie_vuzy_rossii_spisok_sajtov_medicinskikh_vuzov_rf/2-1-0-158

16. Рейтинг вузов России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2016/
17. Федеральный портал Образование. 100 лучших вузов России - 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/ratings/reyting-vuzov-rossii-2016/

Яндекс.Метрика    ЦОиНК