13 - 12 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Гришакина Ольга Петровна, руководитель Чеховского отделения НС «Интеграция»;

Трусова Людмила Александровна, кандидат педагогических наук,

руководитель Центра образовательного и научного консалтинга

г. Чехова http://conseducenter.ru/

 

 

Экономика и общество на современном этапе бурно развиваются, меняется система хозяйствования как в отдельно взятых странах, так и в глобальном масштабе. Современная рыночная экономика породила особый интерес к предпринимательству, молодежному предпринимательству и престиж данной деятельности.
Обществу, экономике, России именно сейчас особенно необходимы активные, образованные, молодые деловые люди. Именно они смогут создать благополучное будущее государства, здоровую экономику, сознательно работающее население. Другого пути – как подготовить собственное экономически разумное и серьезно занимающееся свое страной и своей жизнью население - у России нет, надежды на другие варианты, помощь из-за рубежа, «подарки с небес» - рассчитывать просто наивно.
Экономика на современном этапе развития, в отличие от административно-командной, считает предпринимательские способности (наряду с трудом, капиталом, землей, информацией, знаниями, технологиями) одним из факторов процесса производства, важной ведущей силой общественного развития. Предпринимательская деятельность и бизнес часто рассматриваются как синонимы, но они несколько отличаются. Понятие «бизнес» более широкое, предпринимательство является его разновидностью. Согласно Гражданскому кодексу РФ, предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. [Гражданский кодекс РФ, Раздел 1, Подраздел 1, Глава 1, Статья 2. http://www.gzkodeks.ru]
«Молодежное предпринимательство» – предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданами, возраст которых не превышает 30 лет, прошедших государственную регистрацию в качестве предпринимателя, а также российскими коммерческими организациями, учредителями (участниками) которых являются граждане, возраст которых не превышает 30 лет, и в штате которых не менее 75% сотрудников являются гражданами, не достигшими 30 лет.
[Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций у школьников с использованием возможностей социального партнерства. - М. 2011]
Предпринимателем является не любой хозяйственник или менеджер, а только тот, кто владеет предприятием или использует его на правах аренды. Предпринимательская деятельность осуществляется в самых различных отраслях и сферах, предпринимателем может стать и юрист, и доктор, и музыкант, и слесарь, и продавец и т.д.
Иметь знания по основам предпринимательства, обладать предпринимательской, финансовой, потребительской грамотностью, основами предпринимательских компетенций должен сейчас любой образованный молодой человек, собирающийся серьезно заниматься своим будущим, карьерой, обеспечением достойного уровня жизни себе, своей семье, обществу. Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний и компетенций – одна из насущных общественных потребностей, приоритетная задача нового образования, для удовлетворения которых в школьных и колледжских учебных планах вводятся специализированные занятия, элективные курсы экономической, предпринимательской и финансовой направленности.
Педагогам, заботящимся о конечном результате своей работы – подготовке человека, умеющего достойно жить в обществе и много для этого учиться и работать, полезно знать опыт обучения предпринимательской и финансовой грамотности в России и за рубежом, уметь грамотно его оценить с теоретической и практической точки зрения, а затем успешно применять его лучшие методики.
В МБОУ гимназии №7 г. Чехова МО с 2008 года ведется работа с обучающимися в данном направлении. Авторами курсов по основам предпринимательства, успешной профессиональной карьере (в различные годы в 8, 9, 10, или 11 классах), системы внеклассных мероприятий, разделов в программах воспитательной работы классных руководителей являются кандидат педагогических наук Трусова Людмила Александровна и учитель экономики Гришакина Ольга Петровна.
Педагоги гимназии считают, что для планомерной и системной работы в данном направлении в каждой образовательной организации сейчас должен быть создан специальный комплекс, продумана долговременная программа и организовано социальное партнерство.
Такой комплекс включает в себя:
1) Целенаправленную долговременную программу образовательной организации в данном направлении.
2) Урочную деятельность, рассмотрение отдельных вопросов в рамках предметных тем (экономика, обществознание, история, окружающий мир, математика, информатика...)
3) Внеурочная деятельность (в рамках школы - элективные и факультативные курсы, специальные мероприятия, кружки, клубы по интересам, встречи с успешными людьми, экскурсии, дни открытых дверей...)
4) Специализированные разделы в программах работы классного руководителя либо специальные тематические программы («Молодое деловое поколение» и т.д.), тематические мероприятия с 1 по 11 класс, рассчитанные на несколько лет, совместная деятельность класса и родителей по профориентации и формированию предпринимательских компетенций и финансовой культуры, совместные мероприятия, вечера вопросов и ответов, экскурсии на предприятия, деловые игры, посещение выставок учебных и рабочих мест, организация встреч с руководителями, тематические классные часы.
5) Работу совместно с учреждениями дополнительного образования (тематические занятия, курсы, кружки, клубы, ярмарки учебных и рабочих мест, дни открытых дверей)
6) Сотрудничество с Управлением образования, Учебно-методическим центром (организация сетевого взаимодействия школ, методическое обеспечение, повышение квалификации педагогов, профориентация)
7) Социальное партнерство с предприятиями и организациями, предпринимателями города, выпускниками, молодежными и общественными организациями (привлечение специалистов для чтения элективных курсов, знакомство с предприятиями, целевые направления на учебу, профориентация, финансовая поддержка, встречи с успешными людьми, управляющие советы, праздники труда, публикации в СМИ, городские проекты, встречи поколений, дискуссии)
Развитие предпринимательских компетенций вовсе не значит то, что каждого ребенка готовят в бизнесмены.
Предпринимательские компетенции позволяют формировать у человека одновременно и рыночную психологию, и лидерские качества, и стратегическое мышление, которые позволяют ориентироваться в современной рыночной системе и быть хорошим работником, сделать успешную и достойно оплачиваемую карьеру.
Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, процессов; профессионально-важные качества.
В перечне главных ключевых компетенций современности, который был определен во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы», многие компетенции выделены как необходимые для деловой карьеры и предпринимательства:
обладатель данных компетенций должен (знать\уметь):
изучать:

  • уметь извлекать пользу из опыта;
  • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
  • организовывать свои собственные приемы изучения;
  • уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

искать:

  • запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение;
  • консультироваться у эксперта; получать информацию;
  • уметь работать с документами и классифицировать их.

думать:

  • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
  • критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
  • уметь противостоять неуверенности и сложности;
  • занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
  • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
  • уметь оценивать произведения искусства и литературы.

сотрудничать:

  • уметь сотрудничать и работать в группе;
  • принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
  • уметь договариваться;
  • уметь разрабатывать и выполнять контракты.

приниматься за дело:

  • включаться в проект; нести ответственность;
  • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
  • доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу;
  • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

адаптироваться:

  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
  • доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
  • показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

Работа педагогов в формировании предпринимательских компетенций обучающихся должна в результате воспитать в молодом человеке:
1) деловую активность, активную жизненную позицию,
2) умение взять на себя ответственность как лидера,
3) стремление к достижению успеха в учебе и своем деле,
4) навыки правильно определить цели, пути их достижения, составить планы,
5) желание расширять свое образование и личностные возможности,
6) умение налаживать нужные отношения и организовать деловое взаимодействие, деловые контакты,
7) стремление сделать успешную карьеру своим трудом.
Важное место в знакомстве обучающихся с основами предпринимательства может и должен занять курс по выбору, элективный или факультативный курс «Основы предпринимательства» (Основы бизнеса, Основы предпринимательской культуры, Я – будущий предприниматель, Я-бизнесмен и т.д.). Предлагаем пример одного из таких курсов для учащихся 9, 10 или 11 классов (автор Трусова Л.А.). Рабочая программа рассчитана на 34 часа прохождения курса (34 учебные недели) по 1 часу в неделю. Некоторые темы рассматриваются непосредственно при подготовке содержания с учащимися, специалистами, родителями или предпринимателями.
Общее распределение часов
Раздел I Экономика. Общество. Предпринимательство. 5ч
Раздел II Основы предпринимательства 25ч
Раздел III Основы потребительской культуры 5ч
Итоговый проект 2ч Резерв, повторение 2ч
Тематика занятий:

Наименование раздела, темы

 

1

Раздел 1   Основы экономики.

Понятие об экономике как науке и как хозяйстве. История экономических учений

 

2

Рыночное равновесие. Спрос и предложение. Производственные возможности

 

3

Экономический рост. Экономический кризис.

 

4

Понятие о бюджете (государственном, фирмы, семьи)

 

5

Бухгалтерия – язык экономики и бизнеса

 

6

Раздел II   Основы  предпринимательства

Понятие о современном  бизнесе и предпринимательстве.

 

7

История развития предпринимательства в мире

 

8

История российского предпринимательства

 

9

Основные формы предпринимательства

 

10

Предпринимательские идеи (проводится совместно с учащимися)

 

11

Система оценки бизнес-идеи

 

12

Аукцион бизнес-идей для города Чехова (проводится совместно с учащимися и бизнесменами)

 

13

Условия развития предпринимательства

 

14

Слагаемые успеха предпринимательства   (проводится совместно с учащимися)

 

15

Успешные предприниматели сегодня    (проводится совместно с учащимися, родителями)

 

16

Молодые предприниматели нашего времени

 

17

Предпринимательство и закон. Оформление документов в предпринимательстве

 

18

Предприятие. Организация.

 

19

Управление предприятием. Понятие о менеджменте.

 

20

Понятие о маркетинге. Реклама (проводится совместно с учащимися)

 

21

Основы бухгалтерского учета и отчетности

 

22

Цены и ценообразование

 

23

Налогообложение

 

24

Малый бизнес. Идеи для малого бизнеса (проводится совместно с учащимися и родителями)

 

25

Этика предпринимателя. (проводится совместно с учащимися)

 

26

Раздел III  Основы потребительской культуры. Что такое «грамотный потребитель»?

 

27

Искусство покупать

 

28

Структура и нормы потребления.

 

29

Информация для потребителя о товарах. Как правильной ей пользоваться.

 

30

Потребитель и закон. Защита прав потребителя. (проводится совместно с учащимися)

 

31

32

Итоговый проект.

Представление и защита бизнес идей для малого бизнеса в нашем городе

 
 

33

Повторение. Экскурсия на предприятие малого бизнеса.  34.  Резерв.

 

Приведем несколько примеров мероприятий для разных классов из программы классного руководителя, программы воспитательной работы в школе, которые ориентированы на знакомство ребят с миром профессий, сферами хозяйственной деятельности, с основами предпринимательства и повышение их финансовой грамотности.
1 класс

  • Тематический классный час «Все работы хороши»
  • Деловая игра «Что сколько стоит»
  • Выставка поделок «Рукоделие как бизнес и увлечение»

2 класс

  • Экскурсия на кондитерскую фабрику (КФХ для сельских школ, фабрика игрушек и т.п.)
  • Сладкая ярмарка (учимся определять затраты и распределять доходы)
  • Тематическое занятие «На что потратить карманные деньги (с понятием альтернативных затрат)

3 класс

  • Праздник труда
  • Обучающее занятие «Как создать, рассчитать и оформить проект «Детская площадка моей мечты» (с вариантами площадки на школьном дворе, возле дома, на даче, в детском городке)
  • Аукцион идей об увлечениях, которые могут приносить прибыль.

4 класс

  • Тематический классный час «Спор Мальвины и Буратино» (Рациональная организация труда и учебы)
  • Читательская конференция «Успешные деловые люди в детстве»
  • Защита проекта совместно с родителями и учреждениями ДПО «Зеленый уголок в школе (Живой уголок в школе, галерея картин, рисунков в школе и т.д.)

5 класс

  • Устный журнал «История денег»
  • Ролевая игра «Сколько стоит питание семьи»
  • Междисциплинарный урок (с английским языком) «Деловые контакты, деловые комплименты»

6 класс

  • Вечер вопрос и ответов «100 вопросов предпринимателю»
  • Дискуссия «Туристические возможности города как сфера деятельности»
  • Заочное путешествие «Ремесла разных стран (Ремесло как бизнес)»

7 класс

  • Обучающее занятие «Все о торговле»
  • Круглый стол «Реклама – двигатель торговли»
  • Междисциплинарный урок «Интернет как источник информации и делового общения»

8 класс

  • Конкурс газет и плакатов, мини-сочинений «История предпринимательства»
  • Диспут «Что такое карьера»
  • Урок-диалог «Что значит «работаю на себя» - «работаю на других»?»

9 класс

  • Обучающее занятие «Твоя профессиональная карьера»
  • Тематический классный час «Плюсы и минусы разных профессий, где и как учат профессии»
  • Встреча с молодыми предпринимателями города
  • Экскурсии на производство (фирмы, ИП занимающиеся производством)

10 класс

  • Дебаты «Город и село. Рынок труда. Отличие труда и бизнеса в городе и селе»
  • Интеллектуальная биржа – конкурс докладов «Богатые и бедные»
  • Обзор интернет - ресурсов и литературы «Бизнес – образование»
  • Встреча со специалистами вузов, посещение дней открытых дверей в вузах по экономическим специальностям.
  • Аукцион предпринимательских идей для своего города

11 класс

  • Пресс-конференция «Россия в деловом мире»
  • Обзор интернет - ресурсов «Организации, поддерживающие малый бизнес и молодежное предпринимательство»
  • Занятие-практикум по составлению визиток, рекламных проспектов «Как заявить о себе»
  • Семинар «Что такое тайм-менеджмент?»
  • Обучающее занятие «Юридический аспект предпринимательской деятельности: организационно-правовые формы малого и среднего бизнеса, этапы регистрации ИП и юридического лица»

Большим подспорьем в развитии финансовой грамотности детей и молодежи стал новый учебно-методический комплект по основам финансовой грамотности с 2 по 11 класс, для студентов ССУЗов, который выпущен издательством «Дрофа / Вентана-Граф». В УМК включен учебник для обучающихся, методическое пособие для учителя, пособие для родителей, задачники и практикумы. Все издание выполнено на высокосортной бумаге, имеет комплекс хорошо выполненных иллюстраций, схем, таблиц, статистических данных. УМК знакомит ребят с основами экономики, финансами, банковским делом, потребительской культурой, основами предпринимательства. На рынке учебников и учебных пособий имеется большое предложение книг по финансовой грамотности самых разных объемов содержания и разных издательств.
Счастливы те образовательные организации, которые смогут выделить для данного предмета часы в учебном плане, часы с внеурочной системы, но данный комплекс можно спокойно использовать для систематических тематических занятий и цикла классных часов в программе классного руководителя и плане внеклассной воспитательной работы учреждения.


Как примеры Программ и Проектов, поддерживающих молодых предпринимателей в России можно назвать:

  • Ассоциацию молодых предпринимателей России (зародилась в 2006 году, когда была разработана специальная программа по организации взаимодействия с бизнес-сообществом - «Диалоги...»). Ассоциация насчитывает 30 региональных подразделений, 2500 членов, 10 реализованных крупных проектов, 112 предпринимателям оказана поддержка, с ее участием проводятся около 30 крупных конференций в году.
  • Проект активной деятельности государства по развитию молодежной политики «Гражданская смена»
  • Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России».
  • Центр молодежных и предпринимательских инициатив «Поколение 2025», в рамках которого работает школа предпринимательства и коммуникативные площадки по консультированию молодых предпринимателей.
  • Проект «Деловая среда» - Сбербанк, направленный на создание новой комплексной технологической инфраструктуры для российского малого бизнеса.

ССЫЛКИ:
1) http://ipipip.ru – Самостоятельная регистрация ИП, ООО.
2) http://www.opora.ru/ Опора России (общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства)
3) http://moldelo.ru/ АМПР (ассоциация молодых предпринимателей России)
4) http://pokolenie2025.com/ Поколение 2025 (центр молодежных и предпринимательских инициатив)
5) http://main.dasreda.ru/ Деловая среда (школа бизнеса)
Результатом большой и целенаправленной работы педагогов в данном направлении может стать серьезный, много знающий и ко многому стремящийся выпускник, который так нужен нашему современному обществу и здоровому экономическому будущему России.

Литература:

1) Гладилина И.П., Гришакина О.П., Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций у школьников в условиях социального партнерства. - М.: ООО «Коллаж», 2011. - 120с.
2) Гришакина О.П. Социальное партнерство в предпрофильной подготовке и профильном обучении: из опыта работы гимназии №7 г. Чехова. //Профильная школа. -М.: изд-во Русский журнал. -2004. - №4. С. 22-24
3) Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. -231 с.
4) Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. –М.: Вита-Пресс, 2009
5) Семенихин В.В. Организация бизнеса с нуля. – М.: ЭКСМО, 2010. -240с.
6) Трусова Л.А. Педагогический комплекс по формированию предпринимательских компетенций у школьников // Образование и общество, 2012, № 2, с.56-62
7) Трусова Л.А. Комплекс внеклассных занятий и для формирования у школьников предпринимательских компетенций и качеств делового человека. //Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» 11.10.2011 / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011,с.244-249.
8) Трусова Л.А. Особенности использования методологии компетенций при оценке деятельности молодых предпринимателей // Среднее профессиональное образование. №5, 2011, С. 10-13.
9) Черняк В.З. Введение в предпринимательство. – М.: Вита-Пресс, 2009.
10) Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Новая школа. 2004.
11) http://ipipip.ru – Самостоятельная регистрация ИП, ООО.
12) www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба.
13) http://www.opora.ru/ Опора России (общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства)
14) http://moldelo.ru/ АМПР (ассоциация молодых предпринимателей России)
15) http://pokolenie2025.com/ Поколение 2025 (центр молодежных и предпринимательских инициатив)
16) http://main.dasreda.ru/ Деловая среда (школа бизнеса)

Яндекс.Метрика    ЦОиНК