13 - 12 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Гайдукова Наталья Юрьевна,

педагог – организатор, педагог дополнительного образования;

Родионова Елена Евгеньевн, методист, 

МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Поиск» г.о. Самара

Воспитательное значение национальной культуры велико, это - условие для формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. Самарская область, являясь одним из крупнейших полиэтничных субъектов Российской Федерации, всегда стремилась к построению диалога между культурами различных народов, к уважительному отношению к отличительным особенностям материальной и духовной культуры этносов.
В последних правительственных документах, являющихся направляющими в формировании образовательной политики учреждений, учащийся является патриотом своей страны, проявляющий чувства ответственности и гордости за свой край, прошлое и настоящее многонационального народа России. Он толерантен, способен вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, то есть социализирован. Главное, являясь носителем базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, он определяет свое место в современном обществе.
Важно в условиях учреждения дополнительного образования работать в данном направлении, создавая условия для успешной социализации детей и подростков, не зависимо от их национальной принадлежности.
В педагогике, социализация рассматривается, как одна из функций образования, обеспечивающая усвоение детьми и подростками социального опыта и культуры.
Ёмкое понятие «социализация» объединяет такие фундаментальные категории как «индивид» и «общество», а значит и формирует будущую личность человека, его модели поведения в социуме, самооценку, предпочтения.
Социокультурное становление детей и подростков в системе современного образования происходит на основе федерального и регионального компонентов. Федеральный компонент направлен на воспитание российского гражданина, освоившего основы мировой и общенациональной культуры, способного выполнять свои гражданские обязанности. Региональный компонент по отношению к развитию личности в системе образования, как считает В.В. Тарасов, «придает этому развитию природосообразный, экологически обоснованный, национально не противоречивый, многоукладный характер...Социализация личности в условиях региона – это условие, процесс и результат индивидуально-личностного развития субъектов в реальном окружении».
На основании «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» п. 19. «Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года, включая каникулярное время». В условиях современного модернизированного образования вопрос социализации обучающихся в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря является актуальным.
МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Поиск» г.о. Самара на протяжении многих лет организует творческую фестивальную смену межнационального общения детей и подростков «Шире круг» в рамках городской программы «Самарская горница», где важной целью педагогического коллектива является введение учащихся в режим саморазвития, толерантности, укрепления патриотических качеств и социальной солидарности. Базовые национальные ценности, лежащие в основе духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков, являются стратегическими ориентирами в организации мультикультурного воспитательного пространства смены.
Именно там, социализируясь, учащиеся развиваются, а вместе с ними развивается и их самосознание, характер, личностные и коммуникативные качества, отношения к действительности, психические процессы, мировоззрение. Они накапливают социально-психологический опыт.
Участниками фестивальной смены являются творческие коллективы образовательных учреждений: учреждений дополнительного образования, национальных воскресных школ и этнографических объединений города Самары, Самарской области.
В условиях лагеря у детей и подростков есть много разных возможностей продуктивно и с удовольствием заполнить досуговое время, одной из которых является деятельность в области художественного творчества. Занятия способствуют формированию интереса к познанию культурно-исторического наследия своего народа и народов Поволжья через позитивное межнациональное взаимодействие.
Ежегодно каждая смена имеет свою тему и название. Например: «Славянская мозаика» (изучение культуры и традиций славянских народов – русских, украинцев, белорусов), «Тюркский калейдоскоп» (изучение культуры и традиций народов тюркской группы – татар, казахов, чувашей), «Финно-угорский маршрут» (изучение культуры и традиций народов финно-угорской группы – мордва-эрзя, мордва-мокша). Погружаясь в атмосферу народной среды, дети имеют возможность пополнить свои знания, становясь участниками творческих мастерских:

  • игровой поляны, где учащиеся знакомятся с народными играми;
  • хороводной поляны, где дети и подростки обучаются элементам народного танца;
  • песенной поляны, где учащиеся слышат песни в исполнении носителей языка;
  • этно-школа, где обучающиеся получают теоретическую информацию и практические навыки изготовления элементов одежды народа данной группы, знакомятся с характерными чертами традиционного строения жилища, с особенностями народных праздников.

Особое место занимают творческие мастерские «Город мастеров», где ребята узнают особенности традиционных народных промыслов, учатся изготавливать сувениры в народных техниках.
Стираются национальные различия, в результате которых строятся и укрепляются межличностные отношения, не взирая на национальные особенности участников смены. Общее дело способствует формированию дружеских отношений между группами и индивидами.
В процессе прохождения заданного сменой маршрута, ребята погружаются в исследовательскую деятельность, вокруг которой сосредоточен краткосрочный исследовательский проект. С помощью использования современных образовательных и ИКТ ресурсов, учащиеся пополняют знания о различных элементах культуры и особенностях исторического пути народов Поволжья.
Возможности временных детских объединений, в условиях краткосрочной (7 дней) летней фестивальной смены «Шире круг» создают условия для эффективного сотрудничества, конструктивного, творческого взаимодействия, интенсивного общения участников процесса, способствуют их взаимному обогащению, формированию у них новых устремлений.
Коллективно - творческая и учебно-исследовательская деятельность стимулирует развитие у учащихся универсальных учебных действий.
Социализация детей и подростков, оптимизируемая созданной в смене «Шире круг» воспитательной системой, эффективно формирует особую общность людей, тесно связанных социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями.
Воздействие этой системы на социум носит резонансный характер, так как система улавливает, поддерживает и распространяет детские и подростковые инициативы и новации, мощную энергию и стремления к коллективной творческой деятельности, являющейся одной из форм социализации. Учащиеся смены:
стремятся стать участниками смены межнационального общения на следующей год;
укрепляют и продолжают установленные коммуникативные связи и новые межличностные отношения после окончания смены;
несут полученный социальный опыт в свой микросоциум.

Библиографический список

1. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 г.г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html
2. Магомедова З.Ш. Педагогическое сопровождение нравственного становления личности. «Педагогическое образование и наука» - М., 2013.
3. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» - М., 2013.
4. Муниципальная программа "Самара многонациональная" на 2014-2016 гг.[Электронный ресурс].- Режим доступ:  http://docs.cntd.ru/document/464010046
5. Тарасов В.В. Региональная система педагогического образования учителя: теоретические подходы, опыт и перспективы развития. Пенза, 1997.
6. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. [Электронный ресурс].- Режим доступ: http://dogovor-obrazets.ru/образец/Положение/27263

Яндекс.Метрика    ЦОиНК