13 - 12 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Колесникова Лариса Васильевна, преподаватель фортепиано и МХК,

МАУДО ЗАТО Северск «Детская школа искусств», г. Северск

 

I. Пояснительная записка

1. 1. Методическое обоснование проекта

«Я сорвал цветок - и он завял.
Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте
можно только сердцем».
(П. Гвездослов)
«Люди идут удивляться высоте гор, огромным волнам моря,
величайшим водопадам, безбрежности океана, течению звезд,
а не обращают внимания на самих себя»
(Блаженный Августин)

В XXI веке мы оказались лицом к лицу с надвигающейся экологической катастрофой, причиной которой послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Экологические проблемы становятся порой актуальнее, чем проблемы сохранения мира на планете. Это происходит оттого, что прежде мало внимания уделялось экологическому воспитанию, что и привело к столь плачевным результатам состояния экологического равновесия на Земле. Таким образом, экологическая проблема носит глобальный характер и затрагивает все человечество. Очевидно, что экологический кризис обусловлен не только последствиями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. Настала пора пересмотреть традиционную иерархию целей и установок человека по отношению к природе, переосмыслить его деятельность во взаимодействии с природой, понять необходимость гармонии между ними во имя соблюдения законов природы. Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека - от эмоциональных представлений о природе и основ картины мира в дошкольном и младшем школьном возрасте до формирования мировоззрения и практического участия в экологической деятельности в зрелом возрасте.

1. 2. Актуальность проекта

Появление проекта успешно вписывается не только в образовательное пространство школ и учреждений дополнительного образования, но и в государственную политику, что делает проект весьма актуальным. Что дает экологическое образование отдельной личности, системе образования и государству? Воспитание экологической культуры личности - сложный процесс, успешность которого зависит от комплексного подхода в едином образовательном пространстве. Обучающиеся должны не только владеть высоким уровнем знаний, которые создают мировоззренческую основу, но и иметь положительные ценностные ориентации по отношению к природе и социуму, имеющие личностную значимость в ходе их практического применения. В связи с этим актуальным требованием общества является формирование экологически ориентированной личности, способной жить в гармонии с собой и окружающим миром, по-новому осознающей место человека в мире природы.
Главная ценность подобного подхода заключается в воспитании личности, воплотившей в себе достижения мировой экологической культуры, которые должны стать приоритетными ценностями каждого россиянина, что предполагает осознание себя как части природы, воспитание уважительного отношения ко всему сущему на Земле, понимание взаимосвязи всего со всем в природе, неповторимости и красоты окружающего мира. И вот здесь искусству должна принадлежать решающая роль, потому что искусство – великая сила, способная заставить человека смотреть на мир сквозь призму эстетического чувства.
Чем же может помочь музыка, обучение музыке и искусство в плане экологического воспитания? Этим вопросом мы задались, приступая к созданию проекта «С природою в родстве». Работая над проектом, мы опирались на опыт, накопленный в области искусства и культуры. Еще В. Г. Белинский указывал два пути познания окружающего мира - научный и художественный. Музыка относится к художественному способу познания, отражая эмоциональный отклик человека на мир, в котором концентрируются нравственно-эстетические ценности. Однако в системе отечественного экологического воспитания этот потенциал используется не в полной мере. Более активное включение в современный экологический воспитательно-образовательный процесс средств музыкального искусства требует поиска новых путей и форм, использования инновационных технологий.
Актуальность выбора проектной проблемы связана с тем, что наш проект способствует формированию экологической культуры учащихся и взрослого населения города и области, позволяет повысить уровень экологических знаний, формирует понимание взаимосвязей человека и природы, развивает эмоциональную сферу восприятия в синтезе с нравственными категориями добра и зла, жизни в гармонии с природой. Недаром в качестве названия для проекта мы выбрали строчку из стихотворения Л. Озерова.
Проанализировав уровень экологических знаний у обучающихся общеобразовательных школ и населения города, мы пришли к выводу о недостаточно развитом чувстве ответственности за природный мир, о том, что не у всех категорий наших будущих слушателей полученные навыки применяются на практике.
Таким образом, мы обнаружили объективные противоречия между:

  • ростом научно-технического прогресса и потребительским отношением к природе;
  • задачей воспитания ценностного и бережного отношения к миру природы и недостатками экологического образования в современной школе;
  • накопленным потенциалом в сфере искусства, воспевающего красоту окружающего мира, и отсутствием педагогических технологий формирования эколого-эстетических качеств у обучающихся средствами искусства;
  • потребностью включения в экологическое воспитание искусства, обладающего глубоким нравственным содержанием, и отсутствием интегрированных подходов в разрешении этих вопросов.

Выявленные противоречия позволили сформулировать главную проблему проекта: гармонизация отношений человека с миром окружающей природы, к решению которой мы предлагаем применить комплексный подход, используя арсенал средств выразительности искусства. Тем более, что, изучая методический материал по данной проблеме, мы обнаружили всего лишь единичные работы в этом направлении. Эти моменты определяют значимость нашего проекта, основанного на приобщении населения города и области к экологической культуре средствами искусства.
Новизна проекта «С природою в родстве» заключается в том, что он направлен на две категории участников: обучающихся общеобразовательных школ и взрослую часть населения, то есть касается и образовательного процесса в школах, и культурно-просветительской работы среди населения. В проекте обусловлена связь с другими учреждениями культуры: с Центральной городской библиотекой и Областной библиотекой им. А. С. Пушкина г. Томска. Мы выявим педагогические условия, обеспечивающие эффективную работу по экологическому воспитанию обучающихся средствами искусства, используем интегрированный подход для воспитания эмоционально-ценностного отношения к миру с точки зрения художественной красоты и гармонии, где проблемы экологии и искусства выступают в неразделимом единстве.
Реализации принципов экологического образования через искусство способствуют следующие факторы:

  • показ в произведениях искусства образов природы и содержание в них проблем, связанных с общекультурными ценностями;
  • устойчивая связь идеалов, утверждаемых в искусстве, с миром природы, в тесном контакте с которым реализуются важные для человечества категории красоты и нравственной чистоты;
  • духовная значимость отношений человека с природой в искусстве.

Объект исследования: экологическое воспитание в общеобразовательной школе и культурно-просветительская работа среди населения города и области средствами искусства.
Предмет исследования: модель формирования экологическо-эстетического воспитания и выявление возможностей ее включения в педагогический процесс среди учащихся общеобразовательных школ и культурно-просветительскую работу среди населения города путем комплексного подхода.
Гипотеза: мы предположили, что если объединить в экологическом воспитании два аспекта познания мира - научный и художественный в едином комплексе, то такой подход может создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры, что будет способствовать формированию экологической культуры учащихся и взрослой части населения города и области. Мы думаем, что если природа предстанет перед участниками проекта в живом звучании музыки и слова, то они в большей степени проникнутся нравственными ценностями, заключенными в мире природы.
Мы считаем, что эффективность работы по эколого-эстетическому воспитанию средствами искусства повысится, если будет разработана модель экологического воспитания, включающая в себя:

  • педагогические условия, предусматривающие интеграцию экологического и эстетического воспитания, использование эффективных форм и методов, помогающих воспитанию экологической культуры;
  • содержательную часть, объединяющую в едином комплексном подходе экологию, музыку, изобразительное искусство, информационные технологии;
  • критерии оценки для определения уровня экологической воспитанности.

Цель проекта - выявление перспективности использования в экологическом воспитании и образовании интегрированного подхода путем вовлечения обучающихся в творческую деятельность, воспитание ответственного отношения к природе как общечеловеческому достоянию средствами искусства.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи:
Общие задачи:
1. Разработать и обосновать формы и методы формирования эколого-эстетической культуры средствами искусства.
2. Выявить педагогические условия органичного включения мероприятий экологической направленности в процесс обучения и культурно-просветительской работы.
3. Определить критерии оценки и уровни эколого-эстетической воспитанности в процессе реализации проекта.
4. Обеспечить взаимосвязь научного и художественного познания красоты природы путем участия в проектной деятельности.
5. Способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения мероприятий экологической направленности.
6. Создать систему мероприятий по экологическому образованию на основе приоритетных ценностей гармоничного развития природы, человека и искусства.
7. Пропагандировать экологические идеи с помощью средств художественной выразительности различных видов искусства.
8. Привлечь новых читателей и слушателей к посещению культурных учреждений города и области.
Образовательные задачи
1. Расширить знания учащихся и взрослого населения города о родном крае и по проблемам сохранения окружающей среды в глобальном масштабе.
2. Обогащать и систематизировать экологические знания населения средствами искусства.
3. Развивать эмоционально-нравственное отношение к природе как носителю вечных ценностей.
4. Реализовать полученные знания в проектной деятельности — для учащихся.
5. Расширить кругозор слушателей в области музыкальных произведений разных жанров, посвященных изображениям природы.
6. Повысить уровень экологического просвещения населения.
7. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира и умение видеть красоту в обыденном и повседневном.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чувство уважения и сопереживания, понимание красоты природы.
2. Воспитывать чувство эмоционального восприятия произведений искусства.
3. Воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную воспринимать мир во всем его многообразии.
4. Воспитывать отношение к природе в неразрывной связи с нравственной, художественной, правовой сферами общественного сознания.
5. Пробудить эмоциональный отклик на красоту природы, желание наслаждаться ею средствами художественного слова, изобразительного искусства.
6. Стимулировать творческие способности участников к воплощению экологических идей посредством искусства.
Ожидаемый результат:
Для участников проекта:

  • повышение уровня экологической культуры в вопросах изучения природы родного края, глобальных экологических проблем;
  • устойчивый интерес к проблемам экологии и искусства;
  • формирование умения устанавливать связи между различными видами искусства;
  • возрастание роли пропаганды экологических идей во взаимодействии с искусством;
  • обеспечение возможности для самореализации учащихся в проектной деятельности;
  • представление в проектной деятельности экологических проблем во взаимосвязи с произведениями мировой художественной культуры;
  • расширение привычных рамок экологических знаний в дополнение к существующей образовательной системе;
  • реализация творческих способностей в художественно-творческой деятельности.

Для образовательных учреждений и учреждений культуры:

  • создание модели экологического образования средствами искусства;
  • проведение цикла концертов-бесед экологической направленности;
  • расширение социального партнерства с учреждениями культуры города и областного центра;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов и сотрудников учреждений культуры в вопросах экологического образования населения.
  • повышение роли учреждений культуры и искусства в социуме.

Участники и партнеры проекта:
Проект ориентирован на обучающихся школ и население города с учетом привлечения участников разных возрастных категорий, детей и подростков, молодежи и взрослых. Его участниками являются:

  • педагоги-исполнители, участники творческой группы;
  • сотрудники Центральной городской библиотеки г. Северска
  • Областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина г. Томск;
  • учащиеся образовательных учреждений г. Северска;
  • слушатели концертов г. Северска и Томска.

Сроки реализации: долгосрочный, сентябрь 2012 г. – май 2015г.
Назначение проекта – содействовать воспитанию экологической культуры населения, убеждение в необходимости сбережения природных ресурсов, чувство ответственности за судьбу окружающей среды и понимание неразрывной связи природы и искусства.
Предполагаемые риски реализации проекта

  • разрозненность действий специалистов, занимающихся вопросами экологии и искусства;
  • недооценка этого вида культурно-просветительской и внеурочной деятельности педагогами и руководством;
  • загруженность педагогов-исполнителей учебной нагрузкой;
  • недостаточная информированность населения о проводимых мероприятиях, что может привести к снижению воспитательного эффекта.

Пути преодоления предполагаемых рисков

  • методические консультации для педагогов, желающих использовать опыт работы;
  • проведение культурно-массовых мероприятий, пропагандирующих задачи экологического образования посредством художественно-творческой деятельности;
  • создание оптимальных условий педагогам, занимающихся культурно-просветительской работой путем поощрения их деятельности;
  • привлечение средств массовой информации к оповещению населения о проводимых мероприятиях: объявления на радио, в газетах, афиши на концерты.
  • представление опыта работы по экологическому воспитанию на конференциях и конкурсах педагогического мастерства различного уровня с целью распространения.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов проекта преподавателями общеобразовательных школ, а также любыми учреждениями, занимающимися вопросами экологического просвещения населения.
Проектный продукт:

  • Цикл концертов-бесед эколого-эстетической направленности.
  • Банк презентаций экологической тематики.
  • Проекты учащихся.
  • Проведение интегрированных уроков в общеобразовательных школах по взаимодействию экологии и искусства.
  • Презентация результатов на конференциях и конкурсах различного уровня.

1. 4. Основные принципы проекта
В основе нашего проекта находятся следующие принципы:
1. Принцип целостности экологического образования, предполагающий единство и взаимосвязь экологического образования и просвещения с различными видами искусства и творческой деятельности человека.
2. Принцип гуманизации, ориентированный на нравственные нормы в сочетании с формированием нового типа мышления человека, способного к практической деятельности.
3. Принцип интеграции, реализуемый в сотрудничестве с учреждениями культуры в сочетании с разными видами творческой деятельности.
4. Принцип комплексного подхода, предполагающий рассмотрение экологических проблем в тесном единстве и взаимодействии с искусством.
5. Принцип развивающего обучения, направленный на воспитание творческой личности, умеющей находить оригинальные подходы в постановке и разрешении проблем путем участия в проектной деятельности.
6. Принцип региональности экологического воспитания, связанный с воспитанием любви к малой родине, подразумевающий включение регионального компонента в тематику проекта.
7. Принцип системности, обеспечивающий последовательность и масштабный охват явлений природы в искусстве и проектах учащихся.

II. Реализация проекта «С природою в родстве»

2. 1. Этапы работы над проектом
Всю работу над проектом можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовительный - сентябрь-октябрь 2012 года
  • Реализация проекта - ноябрь-март 2012-2015 года
  • Заключительный этап - апрель-май 2015 года

Первый - подготовительный - этап включал анализ и оценку современного состояния экологического образования в практике преподавания, изучение методической литературы. На этом этапе была разработана программа проекта в целом, определен состав участников творческой группы, изучена литература по теме проекта, подготовлены концертные программы, проведены организационные мероприятия в школах и учреждениях культуры, составлен экологический календарь праздников, выявлены интересы учащихся в проектной деятельности, спланированы концертные выступления на начальном этапе.

2. 3. Условия реализации проекта
Основными условиями реализации проекта необходимо считать:
1. Наличие разнообразного музыкального материала экологической направленности.
2. Использование достижений мировой художественной культуры как ресурса экологического воспитания и развития.
3. Подготовка педагогов к реализации цели проекта, включающей социальный, психолого-педагогический и методический аспекты.
4. Организация систематичного процесса экологического воспитания населения.
5. Установление тесных связей и контактов с учреждениями культуры, согласованность действий в проведении мероприятий.
6. Осуществление мониторинга результатов проведенных мероприятий.
Организационно-методические ресурсы:
1. Наличие сценариев, презентаций, нотной литературы, фонограмм.
Кадровые ресурсы:
1. Обеспечить высокий исполнительский уровень педагогов в рамках проведения мероприятий экологической направленности.
2. Руководство проектной деятельностью учащихся.
3. Сотрудничество с руководителями Центральной городской библиотеки и Областной библиотеки им. А. С. Пушкина.
Финансово-экономические ресурсы:
1. Выделить средства для оплаты объявлений на радио, изготовление афиш.
2. Рассмотреть возможности для стимулирования и поощрения творческой группы преподавателей — постоянных участников концертов.
3. Поощрять призами и подарками учащихся, успешно представивших результаты проектов экологической направленности на конкурсах и фестивалях.
4. Предусмотреть средства на организацию Фестиваля экологической направленности на городском и областном уровнях.
Материально-технические ресурсы:
1. Использование мультимедийного оборудования для показа презентаций, ноутбук.
Правовые ресурсы:
1. Согласование проекта с руководителями учреждений культуры, на базе которых проводятся мероприятия.
2. Составление договоров о сотрудничестве между организациями города и области.

2. 4. Направления реализации
Реализация задач экологического воспитания средствами музыкальной деятельности осуществляется по направлениям:

  • формирование целостных научных представлений и знаний о природе и месте человека в ней;
  • обучение навыкам исследовательской и проектной деятельности и практическое участие в их реализации;
  • пропаганда и популяризация экологических знаний средствами искусства в культурно-просветительской работе.

Основные блоки проекта и применение разнообразных форм организации деятельности способствуют экологизации воспитательно-образовательного процесса, формированию экологической компетентности обучающихся и населения города.
Сценарии проведения концертов требуют применения инновационных форм и методов. Мы используем для этого различные инновационные технологии: исследовательские, деятельностные, проблемные, игровые, включаем элементы театрализации, интегрированные, здоровьесберегающие в виде пропаганды здорового образа жизни, распространения буклетов, просвещения слушателей о дарах природы, способствующих улучшению самочувствия и оздоровлению организма.

2. 5. Содержание практической деятельности по реализации проекта
В рамках проекта мы предложили темы, касающиеся различных сфер окружающей среды, которые так или иначе отражены в произведениях живописи, музыки и литературы. В ходе подготовки мы подбираем и обсуждаем музыкальный материал, соответствующий содержанию концерта-беседы. Наиболее эффективное воздействие на эмоциональное состояние слушателей оказывают презентации для сопровождения рассказа ведущего или выступления солистов.
Тематика концертов самая разнообразная, рассчитанная на различные возрастные категории слушателей. Зачастую она связана с датами, посвященными природе. Мы составили своеобразный экологический календарь, который помогал нам корректировать сроки проведения концертов, так как всегда есть несколько вариантов праздников, посвященных природным ресурсам.

Наш экологический календарь и тематика концертов
для учащихся образовательных школ и населения города

 

Дата

Праздник

Тема концерта

Содержание

 

22 марта

Вторник после Троицы

Всемирный день водных ресурсов

День воды по народному календарю

«Гляжу в озера синие»

о живительной силе воды с научной и творческой точки зрения

 

12 апреля

День космонавтики

«Мы со звездами сдружились дальними»

о Космосе и его первооткрывателях

 

1 апреля

4 мая

2 суббота мая

27 апреля

14 ноября

8 сентября

Международный день птиц

День птиц

Международный день перелетных птиц

День ворона

Синичкин праздник

Всемирный день журавля

«Расскажите, птицы...»

мир птиц представлен в многообразии зрительного ряда и песнях

 

18 мая

15 сентября

20 марта

Всероссийский день посадки леса

День работников леса

Международный День леса

«Благословляю вас, леса»

прославление могучей силы лесов и просторов земли русской

 

21 марта

22 апреля

5 июня

Всемирный день Земли

День Земли

Всемирный день окружающей среды

«Земля — наш общий дом»

«Чарует душу вечная краса»

итоговое мероприятие

 

1 мая

9 сентября

26 марта

2-3 августа

8 июля

18 мая

21 мая

23 апреля

День цветов и первомайского венка

Праздник хризантем в Японии

День цветения сакуры

Парад роз в Петербурге

День ромашки

Международный день сирени

Всемирный день роз

День святого Георгия — День розы и книги

«Цветы мне нежно улыбались»

о красоте и магии цветов в изобразительном искусстве и музыке

 

Лунный календарь

 

«Ночь светла»

самое волшебное и таинственное время суток, воспеваемое в искусстве

 

4 октября

8 августа

1 марта

16 августа

30 ноября

27 апреля

25 июня

1вскр

декабря

20 марта

31 марта

27 февраля

1 ноября

Всемирный день защиты животных

Всемирный день кошек

День кошек в России

Международный день бездомных животных

День домашних животных

День собаки-поводыря

Международный день с собаками на работе

День медведя

День зайца

День медведя в Ярославле

Международный день полярного медведя

День лисы

«Карнавал животных»

о братьях наших меньших

 

18 мая

11 апреля

9 сентября

31 октября

Международный день растений

День березы

Рябинник

День красной рябины и прилетевших синиц

«Музыкальная аптека»

целительные свойства растительного мира в звуках музыки

Взаимодействие человека и природы можно ярко представить в урочной деятельности при изучении всемирной и отечественной истории, на уроках МХК и обществознания, биологии и литературы, то есть в каждой учебной дисциплине можно найти аспекты экологического образования. Для актуализации знаний по экологии, полученных на школьных уроках, мы предлагаем учащимся участвовать в проектной деятельности, которая обладает значительным потенциалом к стимулированию познавательных и творческих способностей учащихся.
Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения и, конечно же, заинтересованностью участников проекта в предлагаемой теме, которая требует интегрированных знаний по нескольким предметам. За время реализации проекта «С природою в родстве» учащимися были выполнены следующие проекты, в которых прослеживаются связи искусства, биологии и экологии:

Проекты учащихся

1. О чем рассказал дождик.
2. Березовая Русь (образ березы в памятниках культуры и искусства).
3. Порхающие краски лета (образ бабочки в культуре народов мира).
4. В царстве Флоры (символика цветов в мировой художественной культуре).
5. Эти удивительные кошки.
6. Ночь светла (образ ночи в искусстве).
7. Секреты охоты и рыбалки.
8. Памятники животным.
9. Цветы России (народные художественные промыслы).
10. Искусство воды и ветра, Или искусство жить в гармонии.
11. Глаза — зеркало души.

Скачать полную версию проекта

Яндекс.Метрика    ЦОиНК