23 - 04 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Привалов Александр Николаевич, доктор технических наук,

профессор кафедры информатики и информационных технологий

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный

педагогический университет им. Л.Н. Толстого»;

Климов Валерий Николаевич, директор,

государственная профессиональная образовательная организация

Тульской области «Тульский государственный

машиностроительный колледж имени Никиты Демидова», г. Тула

В связи с проводимой реформой среднего профессионального образования, имеющей основной задачей– построение приоритетов и структуры профессионального образования в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг [2], повышается роль и место информационных технологий, создание информационно-образовательной среды образовательной организации.
Анализируя исходное понятие «информационно-образовательная среда», можно заметить, что его генезис и сущность содержатся в более широком понятии «образовательная среда». Как и всякая среда, образовательная среда содержит те компоненты общей среды общества (факторы, условия, ресурсы), которые находятся в существенном взаимодействии с системой образования. Многие из этих компонентов создаются самим образованием, другие предоставляются внешней средой. Поэтому в образовательной среде имеются как внешние, так и внутренние факторы по отношению к образованию. Особенностью современной образовательной системы являются активно протекающие процессы информатизации в обществе, образовательных организациях, именно поэтому образовательная среда трансформировалась в информационно-образовательную (ИОС).
Сегодня в каждой образовательной организации (школа, лицей, колледж, вуз) создан и успешно функционирует комплекс средств вычислительной техники, программного обеспечения, каналов передачи данных, средств отображения и хранения информации, которые достаточно широко используются в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, сами учащиеся активно применяют мобильные телефоны, смартфоны, карманные персональные компьютеры, как полезные дополнения, помогающие хранить, просматривать информацию, осуществлять коммуникационную деятельность. Таким образом, есть все основания утверждать о сложившейся информационно-образовательной среде. Ее значение в последнее время возрастает, она качественно влияет на образовательный процесс, на всех субъектов образования и на их отношения в образовательной системе.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда создается человеком или группой людей, а вновь входящие в нее субъекты, приспосабливаются к ней и приспосабливают ее к своим нуждам, т.е. определенным образом изменяют.
Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания. Информационно-образовательная среда - это педагогическая система нового уровня. Можно сказать, что информационно-образовательная среда - это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая.
В Тульском государственном машиностроительном колледже имени Никиты Демидова (ТГМК им.Н.Демидова) исходят из постулата, что непременным элементом достижения указанной цели является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс и управленческую деятельность. Кроме того, применение ИКТ направлено на решение и таких задач, как: информационная поддержка маркетинговой и профориентационной служб, содействия трудоустройства выпускников, обеспечения сетевого взаимодействия с другими учреждениями среднего профессионального образования Тульской области и других регионов.
ТГМК им.Н.Демидова является многопрофильной образовательной организацией, занимающейся подготовкой специалистов как по направлениям отрасли информационных технологий, так других направлений.
Введение в действие ФГОС СПО, независимо от специальности, требует решения новых задач в области информатизации учебного процесса:

  • формирование информационной компетентности по всем направлениям подготовки студентов;
  •  предоставление всеобщего доступа к электронным образовательным ресурсам,
  •  создание электронных сред обучения для обеспечения самостоятельной работы студентов.

В соответствии со стандартами по направлению, например, ФГОС СПО по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения», к выпускнику колледжа предъявляются достаточно высокие требования в области ИКТ.
Выпускник должен приобрести следующие компетенции:
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
Результаты освоения дисциплин описываются в виде следующей совокупности требований:

  • выпускник должен использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации; оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;
  • владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения; базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты.

Таким образом, для решения всей совокупности образовательных и административно-управленческих задач, предполагает формирование информационной образовательной среды колледжа, обеспечивающей не только реализацию образовательных программ, но и эффективный менеджмент колледжа.
В целях формирования информационной образовательной среды колледжа и широкого применения ИКТ в образовательном процессе и управлении была принята и реализуется программа информатизации, сформированная на принципах программно-целевого планирования.
Наряду с главной, целями информатизации колледжа являются:

  • повышение профессионального уровня подготовки выпускников и конкурентоспособности на рынке труда;
  • внедрение качественно новых форм, средств и технологий обучения на базе различных электронных информационных ресурсов;
  • перевод на инновационный уровень труд преподавательского состава;
  • повышение роли и укрепление авторитета колледжа как центра подготовки высококвалифицированных кадров для региона.

Реализация данной программы должна подчиняться следующим принципам:

  • цели и задачи программы должны соответствовать концепциям, целям и задачам соответствующих программ Министерства образования и науки РФ и Госкомитета РФ по связи и информатизации;
  • в процессах обучения и при разработке программных продуктов и информационных систем использовать исключительно лицензионные, свободно-распространяемые и условно свободно-распространяемые программные продукты, выполнять требования информационной безопасности [1];
  • используемые программные продукты должны быть мобильны (переносимы), совместимы с техническими и программными средствами различных платформ и должны иметь возможность расширения и реконфигурации;
  • разработанные программные продукты и базы данных должны регистрироваться и сертифицироваться.

Выполнение комплекса мероприятий программы создает совокупность условий, обеспечивающих функционирование информационной образовательной среды ТГМК им.Н.Демидова на различных этапах дидактического цикла с учетом подготовленности студентов к этой работе и роста степени их самостоятельности.
Так, например, в качестве одного из инструментов электронного обучения, в ТГМК им. Н. Демидова используется объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle, в которой разработаны электронные обучающие курсы. Применение такой среды позволяет студентам осуществлять доступ к учебному контенту независимо от времени и места пребывания.
Таким образом, созданная в ходе реализации программы информатизации в ТГМК им.Н.Демидова информационно-образовательная среда позволяют колледжу соответствовать современным требованиям к образовательным организациям СПО, предоставлять студентам и педагогам комфортную информационно- образовательную среду, повышать качество подготовки и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Список использованной литературы:

1. Богатырева Ю.И. Компетентность педагогов в области информационной безопасности: проблема и пути решения. / Ю.И. Богатырева, А.Н. Привалов// Известия Российской академии образования. 2013. № 2. С. 96-105
2. Привалов, А.Н. Педагогическое сопровождение информационного самообразования будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе/ А.Н. Привалов, В.А. Романов// Информатика и образование, 2012, №1. -С.77-80.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК