18 - 10 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Свирепова Анна Сергеевна, обучающаяся группы НК-41
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов

Руководитель: Милохова Татьяна Львовна, преподаватель изобразительного искусства Ипатова Елена Викторовна, преподаватель изобразительного искусства.

Народная художественная культура включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.
Народную художественную культуру отличает совместный характер творческой деятельности, устойчивая, длительная во времени и распространяющаяся в широкой социальной среде и этническом пространстве традиционность.
В последние десятилетия 20 в. появилась опасная тенденция - консервации народной культуры, если можно так определить, этнографическое отношение к народному искусству. Можно довольно часто увидеть и услышать имитации на темы музыкального и художественного народного творчества, когда народные песни и танцы приводятся в соответствие с требованиями сцены и вкуса, не знающего истинной народной музыки и танца зрителя и интерпретатора.
Изучение, погружение в истоки и историю народной художественной культуры это тяжелейший труд: ездить в экспедиции, добывать и обрабатывать информацию, контактировать с хранителями творчества и поддерживать людей, которые боятся потерять связь с нашими предками, просто общаться с людьми и перенимать у них именно те знания, которые являются культурным наследием нашего народа.
Изучению и освоению подлежат фольклор (словесный, музыкальный, театральный), народная одежда, художественные промыслы и ремесла, другие сферы народного знания
Очень велико в народной культуре нравственное начало. В ней концентрируются общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия, образца. Переживание добра, справедливости, красоты, мира, любви вело к созданию основополагающих принципов человеческой личности.
В своем ежегодном Послании Президент РФ В.В.Путин отметил: « Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это ни покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей "сверху" не только ведет за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку... проводится вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии».
Традиционная народная культура требует нового уровня её понимания, изменения отношения к ней. Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры становятся всё более актуальными и на международном уровне.
Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме ("из уст в уста"), и поэтому все время изменялись (варьировались).
До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.
Народная художественная цивилизация в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной вере, христианском вероучении и неотделимо от библейских образов и сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями, с народным художественным творчеством.
Как общались русские люди в свободное от трудов время? Если степенные отцы семейств могли собраться на чинное чаепитие, то холостой молодежи хотелось более веселого общения. Для этого устраивали посиделки (беседы, вечорки, посиды, посидухи, досветки, дозорьки, супрядки, супрялки, попрядухи, сходбища). Посиделки, как правило, устраивались по вечерам в снятой для этой цели избе, и начинались после уборки урожая. В разных областях это происходило в разное время – со дня Иоанна Богослова, с Покрова Богородицы, на Косму и Дамиана, с Введения. Заканчивались посиделки тоже в разных местах по-разному – где к Рождеству Христову, а где только на Масленицу. На Масленице посиделок не было, т.к. молодежь развлекалась иначе. Ну, а уж в Великий Пост проводить посиделки не разрешалось совсем, либо их характер был совсем строгим, петь, например, разрешалось только духовные стихи. После же Пасхи спешили на первых освободившихся от снежного покрова полянах водить хороводы.
Моему интересу к данной теме способствовала активная деятельность в жизни православного молодежного клуба «Трилистник». Ансамбль наш молод. Основа ансамбля — певчие клироса Троицкого собора и Богоявленского храма. Поскольку состав наш достаточно молод, и энергии — хоть отбавляй! — ребята и девчата хотят петь многое — и духовные стихи, и народные, и казачьи песни.
Наш коллектив занимается изучением народного творчества и воспроизведением казачьей песни, различных народных танцев. Например, такая древняя форма танца, как хоровод – это традиция, способная принести современному человеку максимум пользы, объединить людей. Наши праздники и вечёрки совсем не похожи на концерты, их участники не разделены на артистов и зрителей, каждый способен включиться в танец сам. Возникает очень искренняя, естественная атмосфера, которая позволяет гармонизировать социально-семейную среду, в ней стираются те стереотипы, которые обычно мешают отношениям между поколениями. В один круг встают и взрослые, и дети, ведь никакими возрастными рамками не ограничено участие в хороводе, танце ли народной игре.
Каждый год главный деятель молодежного клуба священник Сергий Свирепов затевает строительство и взятие снежного городка, основываясь на исторических событиях, которое приурочено к Рождеству или Масленице. В таких рода мероприятиях участвуют с огромным удовольствием и взрослые и дети.
Мы осознаем как далеки от совершенства, как многое еще предстоит сделать, и сколь многие недостатки исправить. С большим интересом вникаем в фольклор, знакомимся с традициями проведения народных праздников и с казачьей песней
Первое, что мы делали— рождественский и пасхальный вертепы, которыми мы занимаемся уже более 12 лет и которые сопровождаются большим количеством песнопений — духовными стихами, колядками. Через эту школу, как через первый класс, проходят все наши начинающие певчие.
Постепенно расширяем репертуар, выступаем с небольшими концертами в Серпухове в детских домах и приютах, больницах и школах. Активно сотрудничаем с Серпуховским Выставочным залом и Историко-художественным музеем, участвуем в разнообразных творческих фестивалях.
Третий год ребята из певческого ансамбля «Трилистник» пытаются заниматься фольклором, и поэтому такой тесный и такой непосредственный контакт с одним из мэтров нашего современного фольклорного движения стал для них настоящим рождественским подарком. Прямо из рук в руки ребята в непосредственном общении запомнили и выучили несколько колядок. Нашими гостями стал руководитель фольклорной студии народной песни «Измайловская слобода» Андрей Сергеевич Кабанов - замечательный педагог и ученый и его ученицы Анна, Мария и Людмила. Андрей Сергеевич — член Правления Российского Фольклорного Союза, музыковед-фольклорист, авторитетнейший специалист по казачьей традиции. Он имеет огромный опыт работы с фольклорными коллективами. В минувшем году участники «Трилистника»занимались у него на семинаре казачьей песни «На речке Камышинке»..
Прямо из рук в руки ребята в непосредственном общении запомнили и выучили несколько колядок.
Сначала «Трилистник» вместе с гостями из Москвы колядовали в Выставочном зале, где проводился благотворительный Рождественский бал Главы города. Затем все вместе отправились в парк «Дракино», где «Трилистник» показывал первый раз в этот сезон рождественский кукольный вертеп, а затем вместе с «Измайловской слободой» и колядки пели, и хороводы водили, и в игры народные с детками играли – повеселились от души! Завершился день в Тарусе, где живет вертепных дел мастер – Виктор Назарити. По Тарусе мы путешествовали вместе с балалайкой, пели колядки, поздравляя друзей и знакомых!
Мы уверены, что именно традиционная культура любого народа способна стать мощным толчком к возрождению нации, а значит преодоления многих проблем и аномалий, возникших и прогрессирующих в общественной жизни на протяжении последних десятилетий.

Список использованной литературы:

1.Ежегодное Послание Федеральному собранию Президента РФ В.В.Путина от 04 декабря 2014 г.
2. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. — Н. Новгород.: Нижегородского университета, 1996.
3. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). — СПб., 1993.
4. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. Учеб.пос. — Белгород: Белгу, 2003.
5.Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. — Л.: Искусство, 1972.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК