19 - 12 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Устинова Татьяна Васильевна, учитель английского языка

МБОУ гимназии №7 г. Чехова

Многообразие культур - отличительная черта мировой культуры,
а также форма проявления мировой цивилизации.
А. Бондарев

Согласно ФГОС общего образования изучение иностранного языка в школе обеспечивает:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Иностранный язык, и английский язык особенно, представляет огромные возможности для всестороннего развития личности, ее межкультурной компетентности, формирования гуманистического мировоззрения, толерантности, миролюбия.
Общение на иностранном языке - это постоянное межкультурное взаимодействие, поэтому так эффективным в нем является использование компонентов технологии диалога культур.
Классификационные параметры технологии диалога культур:

  • По уровню применения: общепедагогическая.
  •  По философской основе: диалектическая.
  • По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
  • По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
  • По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
  • По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой.
  • По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
  • По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.

Технология диалога культур в преподавании иностранного языка способствует:
1. Формированию представлений о культуре разных народов.
2. Уважению языковых и культурных традиций других народов.
3. Воспитанию толерантности, этнической и расовой терпимости.
4. Лучшему усвоению иностранного языка через практические ситуации.
5. Воспитанию чувства гордости за свой народ, его культурное богатство.
6. Готовности к изучению культурного наследия, духовному обогащению.
7. Глубокому осознанию своей родной культуры через сравнение с другими.
8. Воспитанию потребности в развитии сотрудничества между народами.
Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения: это речевое общение плюс диалог культурных смыслов.

Диалог несет на себе функции:
Как принцип освоения содержания:
- диалог как смысл усваиваемых и творчески формируемых понятий;
- диалог культур в контексте многообразия современной культуры;
- диалог как основа развития реального творческого мышления, взаимодействия теории и практики.
Как принцип организации деятельности:
- при выполнении упражнений;
- при изучении нового материала на основах педагогики сотрудничества;
- при работе в парах, группах;
- при выполнении коллективных творческих работ;
- при внеклассных предметных мероприятиях
Обучение в форме диалога строится с использованием учебника, и на основе коренных, реальных текстов культуры стран изучаемого языка, а также текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге.
Введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии:
1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на само изложение и восприятие иных точек зрения;
2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала.
Методические особенности урока-диалога.

  •  Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.
  •  Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.
  • Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

Изучение иностранного языка - это всегда вторжение в иное культурное измерение и присвоение чего-то большего, чем просто набор слов и правил. Конкретное наполнение понятия «культурное содержание» при обучении иностранному языку требует осмысления. Традиционно обучение иноязычной культуре связывают с лингвострановедением, которое изучает в языке то, что является источником сведений об истории и культуре страны, чей язык изучается. Этот аспект вполне обеспечивает производство уместных и приемлемых высказываний и адекватное понимание чужой речи или текста с учётом замысла или контекста, но характеризует межкультурную компетенцию
с точки зрения конечного результата.
Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована гораздо серьезнее на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края.
Очень важно научить учащихся умению самостоятельно выяснять, узнавать, интерпретировать культурные ценности, соотносить существующие стереотипы с собственным опытом и делать адекватные выводы, а не пассивно получать информацию от учителя.
Преподавание английского языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами английского языка, воздействует на эмоциональное состояние учащихся, способствует воспитанию личности XXI века.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК