19 - 12 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Маслова Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы,

МОУ "СОШ № 24" , г. Подольск

Христианская православная культура хранит в себе величайшее богатство. Ее создали люди, и смысл христианской культуры состоит в прославлении Бога, Создателя и Спасителя. Верующий человек восславляет Творца делами, узорами, звуками, словами. Религиозная православная культура объединяет разные виды искусства: музыку, живопись, архитектуру, литературу. На Руси искусство складывалось как православное, церковное. И сейчас в православном храме взаимодействуют различные виды искусства: храм – архитектурное сооружение, стены в нем изукрашены фресками, иконами, богослужение объединяет в себе пение под музыку и слово – обращение пастыря к верующим. Разными способами доносит религиозное искусство главную идею – Благую весть о спасении человека Богом, прославление Христа.
Русская культура насчитывает не менее двух тысяч лет. Ее истоки теряются в глубине веков, и все же можно нарисовать целостную картину зарождения культуры. Своими корнями она уходит в языческие времена, от славян культура унаследовала первоосновы языка. Из Византии русичи переняли православие, принесшее книжность, и книжность нашла на Руси благодатную почву.
Без знания того, как возникла письменность, как развивался русский язык совместно с литературой, сложнее представить себе ценность русского языка в его неразрывном единстве с литературой. Первоучителями славян стали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Появление письменности – ключевой момент в истории языка. Братья создали азбуку и перевели с греческого языка на славянский книги Священного Писания. Жизнь святых братьев освещало желание дать славянским народам возможность читать Евангелие на родном языке. После молитвы Богу Кирилл составил азбуку, передававшую все звуки славянской речи. После изобретения азбуки Кирилл и Мефодий почти пять лет переводили необходимые для богослужения книги и одновременно учили славян: «И рады были славяне, ибо они слышали величие Божие на своем языке.» Закон Божий стал доступен славянским народам, среди которых утверждалось христианство. Дошло оно и до русских земель. В 988 году Русь была крещена при великом князе Владимире. С этого времени русский язык получил письменную форму и стал языком русской культуры и образования. Литература – это часть общей культуры нации. Русская литература древнее английской, немецкой, французской. Языковое богатство русского народа заявило о себе в древней русской литературе. Ее сюжет – история народа, ее идея – смысл человеческой жизни. Отсюда две особенности языка – его эпичность. Ясно, что не было бы древнейших эпических русских поэм «Слово о полку Игореве», «Задонщина», не появились бы позже великие создания русской литературы «Война и мир», «Капитанская дочка», «Тихий Дон».
В древности книжный язык наши предки учили не с учебником грамматики и со словарем. Ученик, освоив Букварь, выучивал наизусть Часослов и Псалтырь. Русич знал много церковно-славянских текстов и отлично понимал их. В IX-X веках русский язык существовал как бы в двух формах: один был языком письменным, а второй – языком повседневной жизни. Можно сказать, что и сейчас люди, посещающие храм, понимают церковно-славянский без учебников и словарей. В богослужебных книгах была очень важна традиция. Нормы языка не допускали проникновения в письменный язык живой речи. До нас дошло немного памятников древнерусской культуры, среди которых Остромирово Евангелие и Поучение Владимира Мономаха. Эти произведения очень показательны: первое – образец книжного церковного языка, второе – образец текста нравоучительного характера. Среди древнейших памятников письменности есть памятники иного рода - это новгородские берестяные грамоты. Они написаны обычным, повседневным языком и представляют частные письма, отражая черты разговорного языка и свидетельствуя о том, что на Руси грамотность не была редкостью. Русский книжный язык существовал и в устной форме. Дар красиво говорить есть не у всех. Речистых на Руси называли златоустами. Одним из первых русских златоустов был священник из Берестова Илларион. Он, человек очень образованный, слыл добрым христианином, вел скромную жизнь, много молился. Уединяясь от мира, Илларион готовил свои ораторские речи, искал яркие сравнения, подбирал выразительные слова. Вскоре он прослыл выдающимся проповедником, был отмечен князем Ярославом Мудрым и стал первым русским митрополитом (до этого митрополитами были греки).
Князь Ярослав любил книги, он начал собирать «писцов многих», и переводили они с греческого на славянский язык в основном богослужебные книги. При Ярославе Мудром возникли первые русские библиотеки.
Звездой первой величины в истории русской культуры и православия сияет имя Преподобного Сергия Радонежского. Великий Сергий почитается на Руси как покровитель учащейся молодежи. Отроку Варфоломею (имя Преподобного Сергия в миру) трудно давалось учение, но он не отступал от намерения постигнуть книжную премудрость. Господь помог отроку преодолеть трудности. В лесу Варфоломей встретил чернеца, который благословил его и подарил шкатулку, но это была не простая вещичка, а ларец знаний. И с тех пор Варфоломей все легко запоминал и усваивал:

Золотые годы детства –
Золотых ступенек ряд,
По которым мы восходим
В царство знанья, в царство света
Для трудов и для отрад.
Жизнь сладка, но в царство жизни
Тот лишь верный путь найдет,
Кто с любовью в годы детства
Ношу веры, ношу знанья
Бодро, смело понесет.

Только надо помнить, что помощь не приходит сама собой: ее заслуживают трудом и усердием. Ленивым нечего рассчитывать на помощь Свыше. Это особенно касается изучения русского языка, одного из сложнейших языков мира. С именем Преподобного Сергия, основавшего Троице – Сергиеву Лавру, связано распространение на святой Руси монашества. Ученики и последователи Сергия стали основателями немалого числа обителей, среди которых только на территории Москвы и Подмосковья выделяется несколько монастырей: Свято-Данилов, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий, Николо-Угрешский. Они были центрами распространения культуры. В монастырях были богатые библиотеки. Монахи занимались перепиской книг. Произведения древнерусской литературы, опираясь на православную нравственность, отличались чистотой и целомудрием, в них воспевались идеальные качества человека. Эта традиция впоследствии перейдет в литературу нового времени.
Важной страницей в развитии русского языка стало появление печатных книг. Это произошло в типографии Ивана Федорова 1 марта 1564 года в Москве. В древности книг было мало, стоили они дорого, потому что переписывались от руки. Теперь процесс ускорился, книги стали более доступными для большинства населения, которому открылась красота печатного слова.
Петровская эпоха дала толчок к разделению церковно-славянского и русского языков. Одной из важнейших реформ Петра Великого была реформа алфавита. Светские книги печатались гражданским шрифтом, а богослужебные – церковным уставом. Без этих нововведений невозможно было «прорубить окно в Европу». Огромный вклад в историю русской культуры и русского языка внес М.В. Ломоносов. Именно при нем преподавание в высших учебных заведениях начало вестись на русском языке, а не на латыни.
ХIХ век стал для русского литературного языка веком окончательного становления. В этот период русский язык, развернувшись во всю мощь, дал миру величайшую литературу. Творчество А.С. Пушкина – итог поисков и находок нескольких поколений писателей в области языка. В пушкинской поэзии и прозе все объединилось органично и великолепно: гармония и торжественность церковно-славянского языка, энергия живой речи, меткие просторечные слова. Имя Пушкина стало символом национальной нормы языка, потому что Пушкин даже не реформатор речи, а ее освободитель от многих условностей.
Современный русский язык – это сложное единство. Русский язык, пройдя долгий путь развития, стал разнородным. Литературный язык разделился на две разновидности – книжную и разговорную речь. Книжный язык – это язык художественной литературы, научных трудов, газет, журналов, телевидения, радио. Разговорный язык – это язык повседневного общения. На нем говорят в семье, с друзьями. Мы, современные носители языка, владеем обеими его разновидностями.
Русский язык, по меткому определению Н.В. Гоголя, «живой как жизнь», он интенсивно развивается. В эпоху перемен, в конце 80-90 годов ХХ века, в языке произошли изменения, зачастую, к сожалению, не к лучшему. Жесткие рамки официальной речи ослабели, на смену заранее подготовленным, литературно обработанным речам пришли диспуты, игры, ток-шоу. Вместо речи строгих дикторов мы слышим раскованную речь ведущих, насыщенную американизмами и жаргонизмами. Шоу-бизнес насаждает молодежный сленг, речь героев сериалов примитивна и убога. Возможно, все это объясняется нежеланием говорить на казенном языке советской эпохи. Жаль, но вместе с официальностью и речевыми штампами утрачивается годами выработанная культура речи, точность словоупотребления, выразительность лексики, правильность орфоэпических норм.
2007 год был объявлен Годом русского языка. Язык связывает между собой поколения, делает русскую культуру единой (русский язык объединяет около 150 народов и народностей). Россия дала миру Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Толстого, Чехова, Шолохова, Бунина. Их произведения отражали общечеловеческие ценности и были проникнуты и ценностями христианскими: добра, справедливости, чести, патриотизма, любви.
Русский язык – один из великих языков мира. Пристальное внимание к нему необходимо, ибо в языке отражается душа народа. Борясь за чистоту русского языка, будем бороться за чистоту людских помыслов, за идеалы «простоты, добра и правды». В этом отношении велика роль школы, образования в целом, ведь именно в школьные годы закладываются основы личности юного человека. Пророческими оказались слова И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах Родины ты один мне опора и поддержка, о великий и могучий русский язык. Нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Давно известно, что убогая речь порождает примитивное мышление. Ущербность языка может привести (если не привела) к ущербному мышлению, к потере черт национального характера. В современную эпоху увеличивается ответственность каждого из нас за правильность, точность, выразительность языка. Народ – творец языка и двигатель его истории. Народ должен стоять на страже сокровищ родного языка. В этих условиях язык становится «оружием» народа. Как же бороться за сохранение языка? Необходимо знакомство с научными сведениями о законах и правилах языка, его богатствами, путями развития. Также нужно воспитание эстетического чувства языка и осознания ответственности за обращение с языком. Русское слово вечно, как вечна Россия Белова, Распутина, Астафьева, Рубцова! Самое примечательное и значимое для меня, учителя русского языка и литературы, то, что дети, и маленькие, и выпускники школы, начинают следить за своей речью и за речью друзей, начинают читать русскую классику, открывая для себя ее сокровища, убеждаясь в величии русского языка, данного нам во владение Историей и Богом.

Список литературы:

1. Виноградов В.В.. О культуре русской речи, М.: «Наука», 1960.
2. Белов Ю.Язык – душа народа // Советская Россия, 20.03.2007.
3. Соловьев В.И.. Золотая книга русской культуры.- М.: Белый город, 2007.
4.. Срезневский И.И. Русское слово.-М.: Просвещение, 1986.
5. Терещенко А.В.. История культуры русского народа.-М.: Эксмо, 2007.
6. Шевченко Л.А.. Духовное краеведение Подмосковья.- М.: Издательство МГОУ, 2007.
7. Языкознание. Русский язык, -М.: Аванта Плюс, 2001.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК