19 - 12 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Буздалова Екатерина Сергеевна, учитель английского языка,

МБОУ гимназии №2, г.Чехов, Московской область

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С.Пушкин


Введение
Как объяснить не только совершенно незнакомым людям, но и тем, с кем знакома практически всю свою жизнь, почему у меня вдруг возникла сильная внутренняя потребность рассказывать детям о том, о чем сама я в своем пионерском детстве не только не задумывалась, но и не знала практически ничего...
Как объяснить необходимость знакомства с христианской историей, культурой и традицией немногочисленным, но очень яростным обличителям религии, гордо объявляющим себя антиклерикалами? Эти люди громко ратуют за запрет какого-либо духовного воспитания в школе, ссылаясь на отделение Церкви от государства. Однако, если проблема необходимости введение экзамена на знание основ русской культуры осознана на государственном уровне, то, возможно, юным гражданам нашей страны тоже невредно будет знать основы христианской культуры, без которой невозможно понять в полной мере произведения литературы, живописи и музыки?
Как можно воспитать человека подлинным гражданином своей страны, если он не будет знать и любить культуру и духовные традиции той земли, на которой он живет?
Являясь учителем английского языка, я стараюсь сформировать разностороннее представление о стране изучаемого языка. Как понять значение христианских символов в произведениях английских классиков О. Уайльда и Ч. Диккенса?
Хочу отметить, что я использую все доступные возможности, чтобы познакомить моих учеников в данным кругом вопросов. Для этого нахожу время на уроках английского языка и во внеклассной работе.
На уроках английского языка есть возможность более подробного знакомства с историей и традициями страны изучаемого языка в рамках развития социокультурной компетенции учащихся, чему способствует наличие дополнительного часа, посвященного лингвострановедению, а также в рамках авторской программы во время изучения фрагментов произведений литературы.
Однако, на мой взгляд полноценное знакомство с христианской духовной культурой и традициями в рамках уроков существенно ограничено, поэтому я стараюсь использовать дополнительно внеурочные формы работы, в том числе с привлечением возможности учащихся использовать знание английского языка. Это позволяет с одной стороны актуализировать уже изученный лексико-грамматический материал, а с другой стороны расширить кругозор учащихся, воспитать в них интерес и уважение к культуре родного народа и других стран, познакомить с историей и традициями проведения важнейших праздников, таких как Рождество, Масленица, Пасха и Троица. С этой целью мною был разработан и проведен цикл внеклассных занятий по темам:
1. «Зеленые Святки – Троица: традиции и обычаи».
2. «Рождество в России и Великобритании: традиции и символы».
3. «Масленица: традиции и символы».
4. «Праздник Пасхи: традиции и символы».


Цели и задачи

Цели занятий:
1. Занятие с одной стороны, призвано подготовить учащихся к восприятию праздников с учетом культурных особенностей празднования Рождества, Масленицы, Пасхи и Троицы, с другой стороны восстановить уважение к традиционным ценностям, характерным для России и толерантности к культуре других народов.
2. Продолжение создания целостного представления об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли, в рамках реализации задач историко-культурологического и духовно-нравственного образования
3. Формирование духовно-нравственной мировоззренческой основы личности. Усвоение идеальных образцов нравственного поведения на примере жизни героев Отечества и жития святых;
4. Продолжение нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и родного края

Задачи занятия:
1. Познакомить с культурой и традициями России и Великобритании.
2. раскрыть нравственные ценности народа через знакомство с пословицами и поговорками – как образцами народной музыки, народными песнями, танцами, играми и прочими забавами;
3. дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
4. привить интерес и уважение к традиции родного народа и уважение к культуре других стран;
5. продолжить формирование семейных ценностей;
6. развивать кругозор учащихся в области страноведения;
Данная разработка включает только часть занятий данного цикла. В настоящий момент планируется дополнить его занятиями, посвященными Св. Преподобному Сергию Радонежскому, а также истории и традициям Дня Св. Валентина, Дня Св. Патрика и Дня Всех Святых.


Роль христианства в русской культуре


Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
С. Есенин

Фактически, цель данного курса в первую очередь познакомить наших детей со сформировавшимися за века традициями родного народа, в основе которых лежат христианская культура, философия, история края, в котором мы живем. Думаю, что ни один, самый яростный противник православия не выступит против того утверждения, что невозможно изъять из русской культуры произведения Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Есенина, Блока. Однако, осознать далекие от них реалии прошлых веков современным детям становиться все сложнее.
Смысл и красоту православных праздников, раскрывает роман, который называют «подлинной энциклопедией жизни русского православного человека» . Глубоким смыслом проникнут рассказ старца Зосимы о внутреннем обновлении своего брата на Пасху в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского. Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Внешний ряд событий романа в Москве представляет собой «пародию» на чин православного богослужения Страстной. Православное Рождество нашло свое отражение в повести "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя, основу которой составил восхитительный певучий, поэтичный малороссийский фольклор.
Для того чтобы сделать близкими, понятными и любимыми эти праздники, в рамках цикла внеклассных занятий дети знакомятся с содержанием светлого праздника Пасхи Христовой на внеклассном занятии «Праздник Пасхи в России и Великобритании: традиции и символы», знакомятся русскими традициями и фольклором на занятиях, посвященных праздникам Масленицы и Св. Троицы , узнают об истории и обычаях и обрядах Рождества.
Далее я чуть более подробно расскажу о содержании перечисленных занятий.
Занятие посвященное Масленице позволяет детям посмотреть зажигательный видеоклип на шуточную песню «Масленица», услышать стихи про Широкую масленицу – сырную неделю, поводить хоровод под старинные русские хороводные песни и самостоятельно спеть частушки про Масленицу, разгадать загадки, посвященные празднику, выиграть призы в конкурсах на силу и ловкость.
На занятии, посвященном празднику Троицы дети спасают от злого Кощея березки, читают стихи, отгадывают загадки про Святую Троицу, поют песни «Во поле берёзка стояла», «Пойду ль я, выйду ль я» и водят обязательные для этого дня хороводы, играют в народные игры, в которых в прежние века участвовало население целых деревень: «Горелки», «Золотые Ворота», «Зайцы и Плетень», «Бояре». Также дети с удовольствием принимают участие в конкурсе аутентичных частушек конца 19 – начала 20 века, которые готовят и разучивают заранее.
Пасхальное занятие рассчитано на учеников 5-х классов. Занятие помогает детям более глубоко и точно понять содержание и значение праздника Светлой Пасхи Христовой, раскрывает особенности празднования этого дня в православной и западной традиции. Дети рассказывают о значении Великого поста и событиях, предшествующих Пасхе, а также событиях Страстной недели, предшествующих Воскресению Христову.
Первая часть Рождественского занятия посвящена рассказу о рождении Иисуса Христа, краткий анализ текста Евангелия, знакомству с древними славянскими святочными традициями, знакомит с блюдами праздничного стола, иллюстрируют рассказ о традициях видеоклипы на музыку старинных колядок в исполнении известных фольклорных коллективов, получают возможность поучаствовать в игровом варианте старинного Святочного гадания .
Понимание английской культуры через христианские традиции
Как понять значение христианских символов в произведениях английских классиков О. Уайльда и Ч. Диккенса?
Кроме того, являясь учителем английского языка, я стараюсь формировать разностороннее представление о стране изучаемого языка: рассказываю о влиянии истории Великобритании на формирование языка, знакомлю с лучшими образцами англоязычной литературы, мы вместе знакомимся с обычаями Великобритании.
Два занятия из цикла (Пасхальное и Рождественское), в значительной мере нацелены на понимание современной англоязычной культуры, в т.ч. литературы, кино, музыкальных произведений. Например, в каждой книге о Гарри Поттере содержится описание Рождества, теме Рождества посвящены «Рождественские повести» Ч.Диккенса и известный фильм 2009г. «Рождественская история» . Замечательный мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» совершенно не ясен людям, незнакомым с евангельскими событиями Страстной недели.
В ходе пасхального занятия дети знакомятся с неотъемлемым участником празднования Пасхи в Великобритании и США кроликом Bunny. Символом праздника также являются яйцо и новорожденный цыпленок – символ рождения к новой жизни. Дети получают возможность подписать пасхальные открытки друзьям и близким на англ. языке Дети своими руками делают к празднику пасхальные яйца: крашенки и писанки.
На занятии приуроченном к Рождеству, дети не только играют в настольные игры, читают праздничные поздравления в стихах, могут подписать Рождественские карточки дорогим людям, но и попросить Санта Клауса об исполнении самых заветных желаний.


Заключение

В заключении хочу отметить, что представленным циклом из четырех занятий воспитательная работа, целью которой является формирование личности нового типа, конечно не исчерпывается. Путь по дороге нравственного воспитания долог, тернист и сложен. И это только первый, самый малюсенький шажок на пути к достижению важнейшей цели – воспитанию человека, знающего, понимающего, ценящего и любящего культуру своей страны и с уважением относящегося к обычаям и традициям других народов. Думаю, Это и есть ответ на вопрос о том, почему я стремлюсь донести до детей знания обо всем богатстве христианской духовной культуры.
В настоящий момент я считаю целесообразным дополнить и расширить этот цикл занятиями, посвященными Св. Преподобному Сергию Радонежскому, а также истории и традициям празднования Дня Св. Валентина, Дня Св. Патрика и Дня Всех Святых.

 

Яндекс.Метрика    ЦОиНК