27 - 07 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Трусова Людмила Александровна, кандидат педагогических наук,
руководитель Центра образовательного и научного консалтинга,
г. Чехов, Московская область

Современному обществу, развивающемуся сейчас в особых социальных, информационных и экономических условиях, нужны современные педагоги – высококвалифицированные, методически грамотные, психологически образованные, компетентные в различных компьютерных и коммуникационных технологиях, работающие творчески и в постоянном развитии. Только такой педагог может выполнить все задачи, которые стоят сейчас перед образованием в области подготовки нового молодого поколения, поколения XXI века.
Для того чтобы педагоги могли постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, быть в курсе новых педагогических разработок, методических инноваций, им необходимо кроме разнообразных курсов повышения квалификации, посещения открытых уроков и мероприятий, изучения передового опыта, - профессиональное общение с учеными педагогами и психологами, специалистами в предметных областях, методистами различного уровня, с учителями, имеющими большой и разнообразный опыт в области внедрения в практику новых образовательных технологий и методик, учителями – победителями профессиональных конкурсов и конкурсов в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
Такое профессиональное общение может иметь несколько форм и направлений. В рамках данного совещания хотелось бы остановиться только на двух: педагогические чтения и научно-методические семинары.
Педагогические чтения – это совместные совещания учителей практиков, представителей среднего и профессионального образования, и деятелей педагогической науки, имеющие целью изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В нашей стране они проходят с 1945 года. Обычно педагогические чтения, посвящены определенной теме. Доклады, вызвавшие особый интерес выходят в периодической печати или сборнике докладов данного форума.
Центр образовательного и научного консалтинга г. Чехова имеет опыт организации таких совещаний. 22 ноября 2012 года были проведены I Открытые Московские областные педагогические чтения «Современные проблемы и перспективы педагогики, психологии и социологии: практические аспекты» на базе муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №7 г. Чехова Московской области. В профессиональном общении участвовали 85 педагогов из различных территорий Подмосковья, Москвы, Тульской области. Работали 12 секций. Самыми интересными стали заседания в секциях «Проблемы и перспективы развития современного коррекционного образования», «Инновации и эксперименты в дошкольном образовании», «Социальное партнерство и новые направления развития дополнительного образования», «Психолого-педагогические особенности организации системы поддержки одаренных детей и учащихся, имеющих повышенную мотивацию к учению», «Инновационные формы взаимодействия образования с социальной средой». Материалы педагогических чтений опубликованы на сайте ЦОиНК в электронной версии и в печатном сборнике.
II-е Открытые Московские областные педагогические чтения «Современные образовательные технологии и методики: новый взгляд на практику применения» были организованы на базе государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Губернский профессиональный колледж» в городе Серпухов Московской области 22 ноября 2014 года. В очной и заочной форме в мероприятии приняли участие 115 педагогов из сферы дошкольного, среднего, дополнительного, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Состоялось знакомство с колледжем, опытом его работы и достижениями.
На пленарном заседании выступили:

  • Привалов Александр Николаевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, действительный член Академии информатизации образования;
  • Лысиков Александр Иванович - директор Губернского профессионального колледжа, академик Международной педагогической академии, лауреат премии Губернатора Московской области, Заслуженный учитель России;
  • Гирба Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора МОУДПО (ПК)С «Учебно-методический центр»; старший научный сотрудник научно-методического отдела взаимодействия с территориями ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».

Общение педагогов продолжилось в 8-ми тематических секциях. По результатам чтений издан сборник докладов «Современные образовательные технологии и методики: новый взгляд на практику применения» / Под ред. И.П. Гладилиной, Л.А. Трусовой – Чехов, ЦОиНК, 2015 – 280с. ISBN 978-5-905963-20-9. Сборник внесен в базу РИНЦ http://elibrary.ru/item.asp?id=23950685

Другой актуальной формой педагогического общения и методического взаимодействия, по нашему мнению, является научно-методический семинар.

Научно-методический семинар - это современная форма обсуждения теоретических и практических вопросов актуальных проблем развития науки, образования и общества, обмена опытом и идеями; один из видов повышения педагогического мастерства и квалификации.
Семинар предусматривает теоретический доклад (доклады), обсуждение тематики семинара по поставленным вопросам в секциях, группах или на общем заседании. К участию в научно-методическом семинаре приглашаются ученые, педагоги, молодые исследователи, магистранты, аспиранты, студенты, специалисты различных сфер деятельности, интересующиеся проблемами образования и общества.
Научно-методические семинары могут проводиться в различных учреждениях: вузах, научно-исследовательских институтах, академиях повышения квалификации, учебно-методических центрах и т.д. Проводить их можно также в отдельных общеобразовательных учреждениях или группе учреждений с приглашением специалистов и ученых.
По итогам научно-методического семинара оргкомитет может издавать электронный или печатный сборник докладов участников семинара, публиковать отчеты и статьи, выводы и рекомендации на сайте или в специальной рубрике сайта организатора.
Формы работы семинара: лекции, доклады, обсуждение в рамках «круглого стола», работа в группах, мастер-классы, анкетирование, выработка предложений и рекомендаций, подготовка тезисов выступлений и избранных материалов для публикации на сайте организации.
По результатам научно-методического семинара участники получают сертификат об участии в семинаре (6-12 часов) и выступлении с докладом.
Участие в научно-методическом семинаре засчитывается в отчетах о научно-методической деятельности, при распределении стимулирующих выплат, а также при аттестации педагогов в разделе 2.1 «Продуктивность и эффективность методической деятельности, распространение собственного педагогического опыта», в п. 2.1.1 «Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях и др.», при наличии публикации (в том числе и электронной) в п. 2.1.3 «Научные, научно-методические и учебно-методические публикации».
Материалы подобных научно-методических семинаров доступны не только участникам, а также всем заинтересованным лицам и выложены для публичного доступа на сайтах организаторов.
Таким образом, значение научно-методического семинара как современного средства обмена профессиональным опытом при обучении, повышении квалификации у педагогов с каждым годом растет. Мероприятия, организованные с использованием данной формы, способствуют активизации научных дискуссий по актуальным проблемам, делают акцент на практические стороны рассматриваемых вопросов.
Центр образовательного и научного консалтинга г. Чехова совместно с ГАОУ СПО МО "Губернский профессиональный колледж" г. Серпухова и Электронным журналом "Профессиональная инициатива" участвовал в организации Межрегионального научно-методического семинара «XXI век: актуальные вопросы развития общества, образования и науки», который прошел на базе ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» (г. Серпухов Московской области) 11 апреля 2015 года. В семинаре приняли участие не только педагоги, ученые, специалисты в сфере профессионального образования, но студенты колледжа. Работало семь секций:

  • «Краеведение в свете задач образования, воспитания и взаимодействия с социальной средой».
  • «Образование и общество: проблемы и перспективы развития».
  •  «Создание развивающей среды как основное условие достижения личностных метапредметных результатов».
  •  «Основные направления развития современных ИКТ в образовании».
  • «Актуальные вопросы реализации требований ФГОС нового поколения».
  •  «Научное творчество как подготовка к инновационной деятельности».
  •  «Современные образовательные технологии и программы: практические аспекты»

Подробнее о семинаре http://conseducenter.ru/index.php/seminars. По результатам проведенного мероприятия доклады опубликованы на сайте нашего сетевого издания "Электронный журнал "Профессиональная инициатива".

Яндекс.Метрика   ЦОиНК