15 - 08 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Машковская Карина Александровна, студентка,
ГАПОУ МО «Губернский колледж», г. Серпухов

Современная драматургия представляет собой малоизученноеявление, поэтому значительный интерес вызывает проблема классификации персонажей, изучения средств создания образов и особенностей конфликтов. Этим вопросам посвящены работы М. Громовой, С. Гончаровой-Грабовской, Е. Евдокименко, А. Злобиной, Т. Журчевой,
Ю. Хмельницкого, И. Цунского, Л. Черниченко, И. Хабаровой. Однако большинство исследователей современной драматургии уделяет мало внимания особенностям изображения взрослых героев в произведениях русской драматургии на детскую тематику рубежа XX– XXI веков. [3; 37] Это, по-видимому, связано с тем, что взрослые персонажи в рассматриваемых пьесах, хотя и помогают автору в раскрытии детских образов, но чаще всего не занимают центрального места в сюжете, поэтому предстают только отдельными сторонами своей личности. Данная работа представляет собой попытку систематизировать наблюдения литературных критиков и определить специфические черты персонажей-мужчин в пьесах о детях и подростках.
К характерным чертам мужских образов в драматургии рубежа XX – XXI веков относится, во-первых, то, что главными героями пьес становятся обычные люди, со своими проблемами и жизненными трудностями, не выделяющиеся из общей толпы [3; 37]; во-вторых, то, что мужские персонажи показаны драматургами в трех жизненных сферах: семья, работа, любовь [3; 41] Практически все образы проявляют себя в своих семейных отношениях. Лишь некоторые из них стремятся (или не стремятся) реализоваться в профессиональной сфере. Они либо не раскрываются с точки зрения профессиональной реализованности и своего отношения к работе, либо относятся к своей профессиональной деятельности равнодушно. О любви говорят совсем немногие персонажи-мужчины. «Большинство мужских персонажей представлены абсолютно бездеятельными в своей любви – они предпочитают молча страдать, не предпринимая даже самых простых шагов, которых от них ждут окружающие», - пишет Е.А. Евдокименко [3; 43]. Эти специфические особенности мужских образов можно увидеть в таких пьесах, как «Третьеклассник Алеша» Е.В.Исаевой, «Анкета для родителей» М.И. Арбатовой, «Клинч» А.И. Слаповского, «Рыжая пьеса» К.В. Драгунской.
Из всех мужских персонажей особое внимание привлекает герой пьесы Е.В. Исаевой «Третьеклассник Алеша», поскольку он, в отличие от большинства героев-мужчин современной драмы, проявляет себя и в семейных, и в профессиональных, и любовных взаимоотношениях. [3; 41 – 42]
Сюжет пьесы «Третьеклассник Алеша» сложен и прост одновременно. Мальчик Алеша живет в небольшом поселке. Ему девять лет. Летом он ходит на рыбалку, любит гулять в одиночестве. Однажды в этот поселок на отдых приезжает девушка по имени Оля. Ей шестнадцать лет. Она одинока, так как трудно сходится со сверстниками. Однако с Алешей ей интересно, с ним она чувствует себя нужной. Хотя Алеша для нее – всего лишь забавный третьеклассник с вихром на макушке. Поэтому девушка, уезжая, обещала вернуться. Своего обещания она не сдержала, но воспоминание об этом ощущении душевного комфорта она пронесет через всю жизнь. Судьба сталкивает героев спустя десять лет. Алеша как раз отслужил в армии и «работает» в банде, занимающейся похищениями и вымогательством. А Оля замужем за бизнесменом и растит сына. Во второй раз они встречаются спустя еще несколько лет, когда Алеша добивается настоящего успеха в жизни. Но лишь во время третьей встречи герои понимают, что их связывает нечто большее, чем просто давнее знакомство. [5]
Характерные качества Алеши – гордость и чувство собственного достоинства. Так, пока он не добился в жизни определенного положения, он даже не позволял себе думать о встрече с подругой детства. Еще одно качество, в значительной мере отличающее этот образ от большинства мужских персонажей современных пьес, – целеустремленность.«У меня все будет – я знаю, чего хочу», - говорит Алеша. [4]. И это не просто слова. Этот герой стремится не только реализоваться профессионально, но и найти любовь, найти ту девочку, которая так понравилась ему в детстве. Кроме того, для него семья и любовь заключаются в разных людях: «Послушай, Оля... Да, я буду уезжать надолго, да, я не часто буду звонить, да, у меня жена и трое детей, которых я никогда не брошу... Да, я не могу идти дальше, не перешагнув этот барьер. Ты угадала. Соглашайся, Оля... Пожалуйста. Я очень несчастлив без тебя. Ты не представляешь, как я рад, что ты уже не крутая бизнесменская жена. Я могу обрадовать тебя простыми баклажанами... Соглашайся, как есть» [6;78].
Амбициозность, решительность, стремление не просто заработать деньги, но и в полной мере реализовать себя характерны для учителя Ласточкина – героя пьесы
М.И. Арбатовой «Анкета для родителей» [3; 42]
В одном из своих интервью о пьесе «Анкета для родителей» М.А. Арбатова рассказывала: «Это была моя первая пьеса, которая широко пошла, ее сразу поставили в 20 театрах... Это история про молодого учителя, который идет в школу после университета, чтобы спасать детские души. Он дает родителям анкету с очень неудобными для них вопросами. Родители его изгоняют из школы, а дети устраивают забастовку, чтобы его вернули обратно...» [6].
Желание Ласточкина пойти работать учителем младших классов очень удивляет окружающих. «Все по министерствам и институтам растеклись, а я вроде Иванушка-дурачок. Я еще когда в школу на практику распределился, они по рукам рисунок пустили: я в толстовке и сапогах, а вокруг – дети. И подпись: “Ласточкин в Ясной Поляне”», - говорит он. [1; 276]. Действительно, работать с детьми – это его призвание. Этому герой посвящает все свое время,только это дает ему радость жизни и творчества. Однако постоянная борьба с устоявшейся школьной системой, с родителями приводят Ласточкина к сильному нервному истощению. Но даже, несмотря на все сложности, герой не теряет надежды: «Ко мне сейчас дети приходили, человек пятнадцать, еле уместились. Я думаю, может, еще раз попробовать? А, мама?» [1; 307].
В этой пьесе М.И. Арбатовой есть еще один мужской персонаж – Александр Смирнов.
Как уже было сказано выше, однажды молодой учитель Ласточкин предложил родителям класса, где учатся сыновья героя, заполнить анкету о взаимоотношениях детей и родителей. Вопросы в анкете являются причиной переворота в семье Смирновых, поскольку заставляют жену Смирнова, Аллу, задуматься о своей жизни, наконец-то признатьсясамой себе в том, что она несчастна с мужем, и, как следствие, приводят ее к решению все изменить.Однако Смирнов готов бороться за свою семью. Понимая, что жена решительно настроена на развод, он обращается за помощью к Ласточкину, который своей анкетой и спровоцировал личностный кризис его супруги. [3; 43]
Готов бороться за свою семью и архитектор Егор Владимирович – один из героев «Рыжей пьесы» К.В. Драгунской [2].
Все персонажи «Рыжей пьесы» «переживают свою драму». Это произведение посвящено теме одиночества, разобщенности родных людей. [7]
У Егора Владимировича есть жена и сын, тоже Егор, мальчик шестнадцати-семнадцати лет.
В семье сложные отношения. Мама «совсем достала своей йогой, всё худеет, худеет» [2]. Женщина уверена, что ее мужлюбит худых девушек, поэтому все свое время посвящает похудению и здоровому образу жизни. Женщина настолько увлечена этой идеей, что даже наличие у сына трех годовых двоек не привлекает ее внимания.
«ЕГОР. ...Мам, вот папа в школу собрался. С Жанной нашей побеседовать. А то у меня три двойки годовых наклевываются...
МАМА. Погодите вы со всякой ерундой... Я должна срочно написать письмо Сай-Бабе». [2]
Сам Егор Владимирович увлечен своей работой, строит мосты через реки и преподает в институте. «Он никого не любит. Он только проекты свои любит. Конкурсы всякие, чтобы выигрывать. Выигрывать — вот что он любит», - уверен Егор [2]. Егор Владимирович открыто выражает свое негативное отношение к новому образу жизни жены, к ее равнодушному отношению к нему, их семье и особенно их сыну. Свою грусть, разочарование, а порой и злость он облекает в ироничную форму, стараясь добиться ответной реакции со стороны супруги: «Дорогая Катя! Я живу хорошо. Работаю по шестнадцать часов в сутки! А дома есть нечего! В ванной белье скисло! У парня в школе черт знает что... С комсомольским приветом, твой муж Егор Владимирович. (Уходит, сердито хлопнув дверью)». [2]
Родители не уделяют сыну времени, не понимают его. А мальчик очень любит их и переживает из-за того, что они не только его не понимают, но не понимают и друг друга.
Однако Егор Владимирович напряженно, мучительно ищет выход из сложившейся ситуации, и конфликт разрешается, когда в его воображении возникает волшебный дом: «А я дом сочинил. С винтовой лестницей. А крыша — черепичная. Стены увьем виноградом, и летом они будут зеленые, а осенью — красные. И в этот дом смогут приходить все. Особенно дети. Кому идти некуда, кто из дому сбежал, кому просто надо... А я буду сидеть в этом доме и ждать их. Я уже все точно знаю про этот дом. Я не еду в Америку. Я строю дом в Феофановой Роще. В Обожалово! В Обожалово!» [2].
Этот дом для всех в замечательном месте Обожалово становится «символом преодоления дисгармонии в мире человеческих отношений» [7].
Среди современных персонажей-мужчин есть и такие, которые абсолютно равнодушны и к своей семье, и к своей профессиональной деятельности. Таков, например, школьный учитель литературы Федоров – герой пьесы А.И. Слаповского «Клинч» [8], в которой автор размышляет над множеством важных проблем: жизни и смерти, любви, ответственности за свои поступки, поиск цели и смысла жизни [9].
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в современной драматургии персонажи-мужчины показываются в таких сторонах жизни, как работа, любовь и семья. Главная их черта – бездеятельность, поэтому герои, оказавшись в ситуации поиска себя, не знают, что и как им делать. Лишь немногие персонажи занимают активную позицию, большинство пассивно страдает [3; 43]. Персонажи-мужчины недовольны своими супругами, но даже на помышляют о том, чтобы попытаться что-то изменить. Во-вторых, для драматургии рубежа XX – XXI веков характерно развитие бытового конфликта как первостепенного. Поскольку подросток еще не акцентирован на быт, то основной конфликт драматургических произведений о детях и подростках не всегда является бытовым. Тем не менее, как показывает анализ мужских образов в современных пьесах на детскую тематику, конфликты, в которые они вовлечены, являются именно бытовыми. Это подтверждает общую тенденцию развития «рутинной трагедии» в современной драматургии. [3; 44]

Литература

1. Арбатова М.И. Анкета для родителей / М.И. Арбатова // Визит нестарой дамы. – М.: Эксмо, 2003. – С. 257 – 306.
2. Драгунская К.В. Рыжая пьеса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-kseniya-dragunskaya/34981-ryzhaya-pesa-kseniya-dragunskaya/read/page- 1.html (дата обращения: 12.04.18)
3. Евдокименко Е.А. Особенности трактовки образов взрослых в современных пьесах на «детскую тему» (о некоторых аспектах проблемы). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oaji.net/articles/2014/796-1415089981.pdf (дата обращения: 17.03.18)
4. Исаева Е. Третьеклассник Алеша. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.theatre-library.ru›files/i/isaeva/isaeva_3.doc (дата обращения: 19.04.18)
5. Ливси Е. Театральная премьера в Петербурге: влюбленные догадались о своих чувствах лишь спустя двадцать лет // Комсомольская правда. 21 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kp.ru/online/news/1591983 (дата обращения: 19.04.18)
6. Мария Арбатова и ее книги. // Мария Арбатова о своих книгах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: conf.7ya.ru›fulltext-thread.aspx... (дата обращения: 17.03.18)
7. Основные проблемы героев в «Рыжей пьесе» Ксении Драгунской. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/1343540/literatura/osnovnye_problemy_geroev_v_ ryzhey_pese_ksenii_dragunskoy (дата обращения: 12.04.18)
8. Слаповский А. Клинч. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// slapovsky.ru/content/view/25/43/ (дата обращения: 20.03.18)
9. Спектакль «Клинч» в театре «Русский стиль». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: russtil.net›show/klinch.php (дата обращения: 27. 03.18)

Яндекс.Метрика    ЦОиНК