20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Косинова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
МКОУ Васькинской ООШ Чеховского муниципального района

 Долг ныне живущих поколений перед Богом и перед Родиной – вспомнить доброе былое,

связать расторгнутое, восстановить уничтоженное, обрести подлинную историю своей семьи,

своей малой родины, своего национального «Я».

Ю.Н.Сбитнев

Возможно ли это в современных условиях? Нужно ли это современному обществу? Действительно ли, школьный музей способствует формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению обучающимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования?
(Ответы участников семинара)
Предлагаю послушать мнения обучающихся школы и руководителя учреждения.
Ролик «Нужен ли в школе музей?
Патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.
Школьный музей — одно из действенных средств расширения кругозора и специальных знаний обучающихся, воспитания у школьников любви к родному краю. Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное.
1 сентября 1977 года состоялось открытие Васькинской школы. В 1981 году директором учреждения стал очень энергичный человек – Дворцов Виктор Павлович. При нем был создан школьный музей боевой и трудовой славы имени Фрица Платтена, торжественное открытие которого состоялось 7 мая 1982 года. На торжественной линейке присутствовала друг и помощник в создании музея библиограф Фрица Платтена, член-корреспондент академии наук, доктор исторических наук Дружинина Елена Иосифовна.

Первым руководителем школьного музея стала Симонова Н.С., учитель начальных классов.

20 сентября 1982 года нашу школу посетил коммунист из Швейцарии, член партии труда, кинорежиссёр Франц Дюби. Целью приезда Франца на Васькинскую землю стало знакомство с музеем имени Фрица Платтена в России.

По возвращении на Родину Франц опубликовал в СМИ свои впечатления о поездке в Россию, на Васькинскую землю, и роли коммуны «Солидарность», созданной швейцарскими коммунистами, которая помогла осуществить крестьянам спокойный переход к ведению коллективного хозяйства.

25 июня 1983 года в школе отмечался 100-летний юбилей Фрица Платтена. В этот день состоялась торжественная линейка, на которой присутствовали финская журналистка, ученица Фрица Платтена, Салли Лааксо; редактор журнала «Советский Союз», бывший воспитанник международного детского дома в Васькине МОПР(а) Куписко Владимир Михайлович; атташе болгарского посольства, бывший воспитанник детского дома МОПР(а) Цветив Бойко; Майя Романовна Платтен, две первые девушки-трактористки Пяткина Татьяна Ивановна и Розанова Серафима Александровна. Присутствовала и библиограф Фрица Платтена, член-корреспондент АН, доктор исторических наук Дружинина Елена Иосифовна.

В 90-е годы о школьных музеях почти забыли. И в Васькинской школе музей постигла та же участь. Прошло 10 лет, и силами учительского и ученического коллективов музей был возрожден. Музей получил статус краеведческого. В настоящее время фонды школьного музея составляют подлинные экспонаты, фотографии, награды ветеранов, денежные знаки различных лет, предметы быта жителей села.

В соответствии с Положением о школьном музее, была разработана Программа музея, которая была утверждена на заседании педагогического совета.

Программа работы музея состоит из разделов:
1. Методическая работа.
2. Просветительская работа.
3. Работа лекторской группы.
4. Организационная работа.
5. Работа по созданию фонда музея.
6. Использование материалов музея на уроках и во внеклассной, внеурочной работе.

Задачи
1) Патриотическое воспитание школьников.
2)Активизация историко-краеведческой деятельности обучающихся.
3)Привлечение детей к поисково-исследовательской работе.
4)Создание оптимальных условий для учителей и обучающихся в использовании материалов краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.

Фонды музея:
Количество экспонатов – 235.
Из них подлинных - 85:
- подлинники-медали;
- наградные листы участников великой Отечественной войны;
- книги:
церковно-славянская азбука,
первое наставление детям 1914 г.,
русский язык 1918 г.;
- предметы быта жителей села разных лет (прялка, самовар, серп, утюг)

Тематику разделов музея вы видите на слайде.
1. Они сражались за Родину.
2. Лопасня изначальная.
3. А.П.Чехов. Мелихово.
4. Фриц Платтен – основатель коммуны.
5. Из истории села.
6. История совхоза.
7. Из истории дворянской усадьбы.
8. Школа – вчера и сегодня.
9. Русская старина.

Кроме того, постоянно действуют Передвижные стенды – выставки.
1. Города –герои.
2. История села Васькино.
3. Стенды, посвященные основным сражениям Великой Отечественной войны и др.

В настоящее время 11 детских работ, объединенных общей тематикой «Дорога к храму», представляют школу на фотовыставке в ДК «Дружба» в г. Чехове.

Лекторская группа (лекторы коротко анонсируют свои лекции).
1. Тащи Анастасия: «Лопасня изначальная», «Мое родное село», «Мелихово».
2. Косинов Влад: «Дети военной поры», «Фриц Платтен», «Коммуна «Солидарность», «История совхоза».
3. Махров Валера: «Великая Отечественная война», «Афганистан», «Чечня».
4. Игнатова Екатерина: « Дворянская усадьба», «Пушкинское гнездо».
5. Пикалова Дарья: « Русская старина», «Памятные места».
6. Гушу Диана: «Советская эпоха».

Поисково–краеведческая работа музея заключается в накоплении материалов по истории Лопасненского края. Сбор и оформление тематических папок по истории Чеховского района и Московской области. Подборка материалов по истории края (Встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми района)
Материалы музея используются учителями истории, литературы, учителями начальных классов. Классные руководители используют материалы музея на тематических классных часах, уроках мужества, встречах с интересными людьми. Учащиеся школы совершают экскурсии в Музей Памяти 1941-1945гг, в усадьбу А.П.Чехова в селе Мелихово, Талеж, Давидову пустынь и другие музеи района и области.

Достижения за 2 последних года:
2015-2016 уч.г.
1. Московский областной конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист», посвященный 75-летию начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и Московской битвы – Победитель.
2. Областной конкурс эссе «Моя семья» для детей с ОВЗ – Победитель.
3. Зональные заочные образовательные чтения школьников и студентов «А.М. Прокин и его мир» - Победитель.
4. II районный конкурс молодых фотографов «Дорога к храму» - Призер.

2016-2017 уч.г.
1. Зональные заочные образовательные чтения школьников и студентов «А.М. Прокин и его мир» - Победитель.
2. Районный этап областных конкурсов исследовательских проектов и исследовательских работ обучающихся образовательных организаций, посвященных памятным датам военной истории («Дорогами революции») - Победитель.

Открытые внеклассные и внеурочные мероприятия:

1. «Путешествие по стране Пионерии».
2. «Проектно-исследовательская деятельность средствами школьного музея»
3. «Секреты бабушкиного сундука».
4. Литературно-музыкальная композиция «Память просит слова...», посвященная 72 годовщине Победы Советского народа над фашистскими захватчиками.

 «Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой» и что школьный музей – одно из действенных средств воспитания гражданственности и патриотизма в современном образовательном пространстве школы.

Список литературы

1. Абрамов А.В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явление политического сознания. Дисс. канд. политол. наук. -М, 2001.- 181 с.
2. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.
3. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005. - № 6. - С. 59-63.
4. Голышева Л.Б. Музейная педагогика // Преподавание истории в школе. -2003,-№2.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан ^ Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Официальные документы в образовании. 2005. - № 12.
6. Туманов Е.Е. Школьный музей. М, 2002.
7. Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства // Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. 2006.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК