20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Лебедева Татьяна Юрьевна, первый заместитель директора

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»;

Венкова Галина Вячеславовна, методист

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов

Ни для кого не является секретом, что вся система образования в России, начиная с дошкольного и заканчивая высшим, сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения носят как позитивный характер, так и выявляют серьезные проблемы, требующие пристального внимания со стороны всех участников образовательного процесса. К ним можно отнести и обеспечение качества образования и привлечение к процессу обучения социальных структур и выработку единой стратегии взаимодействия образования и социальных партнеров. Для реалий сегодняшнего дня данная стратегия как никогда актуальна, поэтому и встает вопрос о социально – педагогическом партнерстве.
Для начала рассмотрим само понятие «социального партнерства» и как оно взаимосвязано с педагогикой. Согласно статье 24 Трудового кодекса РФ, «партнерство» - это механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, как специфический тип общественных отношений, как способ взаимодействия между различными социальными группами.
Доктор экономических наук Б.М. Генкин трактует «социальное партнерство», как идеологию, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.
Ну, а современные педагоги склонны оценивать социально – педагогическое партнерство, как систему отношений образовательного учреждения и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных), которые ориентированы на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов населения данного региона и общих требований к образованию на данном этапе.
Как было сказано выше в процесс вовлечены практически все социальные институты, но если спросить какой из этих институтов несет наибольшую ответственность, то большинство ответит не задумываясь, что это семья и школа. При чем наибольшая доля ответственности за воспитание и становление личности возлагается на семью, но спрос всегда строже со школы и преподавателей. И это зачастую приводит к возникновению конфликтных ситуаций: учителя, как правило, указывают на низкий уровень общей и педагогической культуры семьи, отсутствие мало - мальски прилагаемых воспитательных усилий по отношению к ребенку, потребительское отношение родителей и учеников к школе в общем и к преподавателям в частности. Родители же высказывают недовольство невысоким уровнем профессионализма учителя, многим кажется, что преподаватели предвзято относятся к детям, имея корыстные мотивы в своем отношении к тому или иному ученику.
На деле же, школа как никто другой заинтересована в том, чтобы сотрудничать с семьями. Ситуация такова, что в условиях современной жизни, педагоги просто не могут обойтись без взаимодействия с родителями, привлекать которых можно и для подготовки различных материалов к урокам и внеклассным заданиям и для выступления на занятиях, как представителей различных профессий и т.д. Ведь именно тесное взаимодействие семьи и школы направлено на развитие интересов ребенка, деля между собой ответственность за обучение, воспитание подрастающего поколения.
Развитие гармоничной личности ребенка немыслимо без взаимодействия с окружающей его средой. И эту среду также можно использовать для взаимовыгодного во всех смыслах социально – педагогического сотрудничества. На данный момент создаются достаточно благоприятные условия для совершенствования системы образования, когда возникает возможность повысить уровень имеющихся знаний, сделать более эффективной систему управления образовательного учреждения, привлекая к этому социальных партнеров извне. Наибольший эффект от такого социального партнерства можно получить при непосредственной готовности образовательного учреждения к такому сотрудничеству, при наличии у него запросов и что немаловажно, инициативы, ну и при проявлении инициативы негосударственного сектора и потребности у него включаться в реализацию образовательных ценностей.
На кого же именно может опираться образование для реализации такого социально – педагогического сотрудничества и какие направления деятельности с социальными партнерами можно выбрать для гармоничного развития личности ребенка?
Следует сказать, что в выборе социальных партнеров немаловажно обращать внимание на то, чтобы были созданы условия для реализации образовательных проектов и самих социальных инициатив, также необходимо обращать внимание на повышение квалификации педагогов и возможность материальной и финансовой поддержки образовательного учреждения. К основным направлениям совместной деятельности социальных партнеров в рамках социально – педагогического сотрудничества можно отнести продвижение и рекламу образовательных услуг, выполнение совместных проектных разработок, организация такой информационной среды, которая обеспечивала бы открытость и доступность образования, разработку таких образовательных программ, которые смогли бы обеспечить непрерывность и преемственность профильной и профессиональной подготовки учащихся, организацию различных конкурсов, смотров, олимпиад, и совместное участие в них всех заинтересованных сторон данного процесса.

Что касается непосредственных организаций, которые могут быть вовлечены в процесс социально – педагогического партнерства, то к ним могут быть отнесены и Центры профориентации, и различные медицинские учреждения, и Дома и Дворцы культуры, предприятия города, и музеи, театральные студии и музыкальные школы.
Благодаря тому, что система социально – педагогического партнерства ставит перед собой много целей, это позволяет сделать ее многоуровневой:
1) По масштабности: может быть партнерством внутри коллектива образовательного учреждения; может осуществляться взаимодействие образовательного учреждения с организациями общественно - государственного управления; партнерами могут выступать различные социальные институты (органы законодательной власти, муниципальные образования, представители как малого так и среднего бизнеса) :
2) По мере развития отношений: социально педагогическое партнерство проходит через несколько уровней: начальный – самые простые контакты, с целью первичного обмена информацией; средний – когда партнеры активно взаимодействуют друг с другом, для решения поставленных задач; высший – это тот уровень партнерства когда совместная деятельность становится наиболее эффективной, сопровождается взаимным доверием и взаимодействием со стороны всех участников партнерской деятельности. Здесь следует отметить, что несмотря на уровень взаимодействия всех заинтересованных сторон социально – педагогического сотрудничества, оно всегда будет иметь одну структуру, которая будет включать в себя содержание и стиль взаимодействия всех партнеров. Содержание будет определять, стороны вокруг которых разворачивается взаимодействие, стиль же определяет то, как взаимодействуют (общаются) между собой партнеры.
Как и в любом процессе, где участвуют стороны, социально – педагогическое партнерство предполагает прохождение определенных этапов развития. В начале, происходит поиск точек соприкосновения, когда партнеры определяют для себя единые цели и то, насколько заинтересованы обе стороны в решении вопроса. Затем, происходит выявление интересов и возможностей каждой стороны для согласования позиций и меры включенности каждой стороны в совместную деятельность. После этого, наступает этап коррекции интересов и выработки общих норм взаимодействия. И на заключительном и самом высшем этапе партнерства происходит переход к доверительным отношениям , когда уровень доверия становится настолько высоким, что уровень контроля снижается, а ответственность за результаты совместной деятельности наоборот повышается. Возникающие конфликты носят продуктивный характер, а взаимная поддержка обеспечивает сохранение положительного психологического настроя всех участников процесса.
В заключении, хотелось бы сказать, что на современном этапе социально – педагогическое партнерство имеет большое значение для развития личности ребенка, его социализации в окружающей среде. В стратегии партнерства должны быть предусмотрены все те проблемы, которые являются наиболее актуальными для всех категорий его участников: дети, родители, учителя, социум. Оно должно быть выстроено на той системе педагогических идей, которая наиболее актуальна для ребенка и его окружения.

Список литературы:

1. Григорьев, Д. В. Школа и семья: социальное партнерство в воспитании / Д.В. Григорьев, О.Ю. Кожурова // Классный руководитель.-2012.-№3.-С.85-88.
2. Филиппова Е.Ф. Социальное партнерство – условие развития школы. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» - 2004 г- №6.стр. 38 – 41.
3. Социальное партнерство: Нормативноправовая база/Ред. А.М. Аверин. Нижний Тагил: НТФ ИРРО. — Вып. 3. — 2002. — 25 с.
4. Рекомендации по созданию системы социального партнерства в образовании. Информация Минобразования России /Официальные документы в образовании. № 11. — с. 85—94

Яндекс.Метрика   ЦОиНК