24 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Канаева Светлана Александровна, руководитель,

Творческая мастерская ИЗЮМ, г. Ступино, Московская область

Начиная писать данную работу, мы в первую очередь задались вопросом: «А что же такое творчество в современном мире, как к нему относятся ученые, изучающие психологические процессы?» В своей деятельности мы смотрим на творчество со стороны художественного, прикладного искусства, так как это направление творческого процесса. На творчество в современном мире можно смотреть с разных сторон, сколько есть в мире направлений деятельности человека, столько определений творчеству и творческому процессу можно найти. В литературе, посвященной изучению этой темы, есть условная классификация творчества: научное, художественное, сотворчество, педагогическое творчество.[1] Многие ученые пытались объединить, найти универсальную формулу творчеству, но, как правило, это достаточно сложно, так как каждое из направлений ставит перед собой разные цели и ищет различные пути решения.
В большей степени ученые разных времен и направлений придерживались понятия, что творчество – это процесс, направленный на созидание чего-то нового. А уже дальше каждый из последователей различных теорий добавляет свои условия к этому определению. Так,например, в психоаналитическом направлении придерживались мнения что творчество – это перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. А Э. Фромм определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [2], он считал, что творчество – это процесс который длится всю жизнь. А некоторые считают, что сама жизнь – это творческий процесс.
Пономарев А.Я. пишет о творчестве как о созидательной составляющей природы в целом. Он говорил, что творческим процессом является и создание ветром ландшафта, и формирование листьев деревьями. Поэтому можно сделать вывод, что для творчества нет границ, а человек как часть природы может творить, создавать без необходимости поиска у себя таланта.[2]
Эта тенденция прослеживается и в современной популярной психологии. Например в книге «Путь художника» Джулия Кемерон уверена, что для того что бы научиться рисовать не надо обладать даром художника, необходимо освоить техники рисования и снять блоки социума, что бы начать творить.Достаточно серьезное условие для развития творческих способностей по ее мнению – это ежедневная практика, надо постоянно совершенствовать свои навыки рисования, только тогда можно раскрыть творческий потенциал. Можно провести аналогию с занятиями спортом – без регулярной практики невозможно достичь красивых подтянутых спортивных форм, так же как при изучении иностранного языка необходима ежедневная практика, чтобы легко общаться на нем.[3]
Мы в своей работе для этого используем мастер-класс по рисованию - Зентангл. Считается, что рисуя по 20-30 минут в день, можно не только раскрывать свой творческий потенциал, но и, переключаясь с текущих задач на процесс рисования, уменьшать уровень стресса. Помимо этого есть теория о смене рода деятельности, когда, например, с решения сложной задачи по математике или физикенеобходимо переключиться на другой род деятельности, например рисование. Впоследствии можно прийти к нетривиальным решениямранее поставленной математической задачи. Работа мозга в данной ситуации, направленная на решение задачи, переходит в фоновый режим, уходит эффект зацикливания.
Одним из важных условийдля развития творческих способностей, является нахождение участника в состоянии «потока», то есть ощущение полного слияния со своим делом, при этом получая удовольствие не только от результата, но и от процесса.
На своих мастер-классах мы с самого начала придерживались этого мнения. Основная идея – это помощь в развитии у людей способности к Свободному Творчеству, то есть без предоставления четкого изображения конечного результата того или иного изделия, создать для участников такие условия, в которых они бы начинали раскрывать свой творческий потенциал, получая от этого процесса удовольствие. Показать только основную технику исполнения и дать максимальное количество материалов для реализации видения изделия участников. Мы стараемся уйти от схемы взаимодействия учитель – ученик, поэтому, вначале называли наши мероприятия - Творческим вечером, но вскоре ушли от этого определения для упрощения восприятия.
Для Свободного Творчествамы вывели следующее определение – это творчество без рамок социальной обусловленности, общепринятых норм понимания гармонии, цвета и формы, композиции, уход от формализма и догм классического произведения искусства, уникальный процесс создания со своим характером и особенностями, без ожидания общественной оценки конечного результата. Для данного направления творчества важно, чтобы человек не ощущал давление социума и не стеснялся выразить чувства по-своему, по этому наши мастер-классы просты, понятны.
Простота мастер-классов также способствует решению одной из проблем раскрытия творческого потенциала в современном мире. Считается, что в процессе «окультуривания», то есть получения образования и вливания в социум человек теряет способность к творчеству, не в полной мере, но появляются внутренние ограничения. Он получает определенные рамки социума, в которых творить практически невозможно.
Помимо этого в современном обществе постоянно идет огромный информационный поток, который перегруженный мозг с трудом перерабатывает. Нет времени на созидание, на переработку информации, сейчас куда проще «загуглить» решение задачи, чем самому подумать над ней. Такая же ситуация в творчестве, куда проще скачать готовые картинки, готовый текст, в социальных сетях наблюдается поголовная увлеченность цитированием великих творцов, но где при этом собственная мысль человека?
На мастер-классах, чаще всего в процессе декорирования, мы замечаем, как участникам не всегда просто действовать без инструкции. Мы целенаправленно не даем данной информации. Это делается для того, чтобы участник попытался самостоятельно выйти из этого состояния. Попробовал раскрыться творчески самостоятельно, найти внутри себя творческий уголок, в котором хранятся спрятанный потенциал к созданию.
Как правило, мы советуем присмотреться к своему изделию, прочувствовать свое настроение, может, сделать паузу, переключить взгляд на внешние объекты. Решение придет само, а технику исполнения мы всегда подскажем, даже если ранее такого не делали, а такое часто случается на мастер-классах.
Иногда участники находят совершенно нестандартные решения в таких ситуациях, раскрываясь, показывая нам новые возможности создания того или иного изделия. В такие моменты можно убедиться, что процесс созидания действительно не имеет границ и рамок.
Вторая сторона творческого процесса относится к терапевтическому направлению. Так называемая креативная психотерапия, в которую, как правило, включают арт-терпию, светоцветовую терапию, сказкотерапию, драматерапию. Это серьезное направление психотерапевтической деятельности, с помощью которой практикующие психологи диагностируют, помогают реабилитироваться своим пациентам в обществе. Конечно же, в силу молодости данного направления, стоит много вопросов, есть недоверие со стороны академической психологии, методологическая база достаточно шаткая, но все это не уменьшает достоинств данного направления, а исследования набирают обороты. Естественно, так как это творческое, креативное направление психотерапии, оно не могло не привлечь внимание людей параллельных специализаций – педагогов и тренеров, специалистов по работе с детьми, менеджеров по персоналу.[4] Методики широко используются в этих направлениях в качестве инструмента для формирования команды, повышения мотивации к труду, развития творческих способностей. С этой стороны, конечно же, арт-терапия как психологический инструмент работы с пациентами уходит в сторону, арт-терапия реализуется здесь какметодика, с помощью которой человек, участник мастер-класса может найти путь к самовыражению. Это уже процесс гармонизации внутреннего состояния через прикладную художественную деятельность. Чаще всего, в быту, современный человек в меньшей степени занимается творческой реализацией, это связано с эмоциональной напряженностью, а так же с традициями проведения будничного досуга – телевизор, интернет, компьютерные игры и т.д. Давая возможность участникам мастер-классов творчески проявить себя, мы стремимся показать, что творчество – это процесс, не требующий таланта, долгого обучения и изучения сложных техник.Обучение технике – это уже следующий этап, и он идет гораздо быстрее, если человек смог раскрыть себя и снял внутренние блоки.
Через творчество можно выплеснуть накопленный негатив, этим самым уменьшив количество ссор внутри семьи, или наоборот сделать прекрасный подарок своему близкому, вложив в результат творческого процесса самые искренние чувства.
Эти две стороны мастер-классов тесно между собой связаны, это единое целое, которое позволяет найти участнику возможность творчески реализоваться, сняв внутреннее эмоциональное напряжение. Позволяет на некоторое время переключить внимание с будничных проблем, а может быть, и придумать их решение, позволяет поделиться с окружающими своим настроением.
Мы уверены – творчество необходимо современному миру, гуманное, чистое творчество, в котором человечество будет двигаться в направлении созидания, а не разрушения.

Список литературы:

1. Психология творчества, креативности, одаренности, Ильин Е.П.: Питер; СПб.; 2009.
2. Психология творчества, Пономарев П.Я.: Издательство «Наука», 1976.
3. Путь художника. Ваша творческая мастерская, Кемерон Дж.: М.: Гаятри, 2005.
4. Арт-терапия, Хрестоматия, Копытин А. И.: Спб.: Питер, 2001.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК