27 - 07 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Махонина Елена Петровна,
методист по УР ГБОУ Гимназии № 1583 им. К.А. Керимова города Москвы

Последнее десятилетие стало для образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития.
И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, можно уверенно утверждать, что все больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую.
В теории и на практике активно разрабатываются вопросы повышения качества образования путем дифференциации и профилизации обучения, реализации новых социокультурных функций школы, интеграции науки и образования и т.п.
Что стоит за понятием «интеграция науки и образования» как одним из механизмов повышения качества образования? Федеральные законы «О высшем образовании», «О науке...» и другие избегают прямой трактовки данного понятия и ссылаются на интеграцию науки и образования лишь как на основу для институциональных преобразований, косвенно трактуя интеграцию науки и образования как некую сумму действий и ресурсов (преподавание по совместительству, исследовательская деятельность преподавателей, дополнительные средства на совместные проекты ОУ, НИИ и вузов).
Скорее всего трактовать интеграцию науки и образования на данном этапе возможно следующим образом:

  • внедрением инновационных технологий в образовательный процесс – новых средств обучения, программных средств, автоматизированных рабочих мест преподавателей и учащихся, тренажеров, имитаторов, средств дистанционного консультирования, электронных учебников, пособий и т.п.;
  • оперативной модификацией программ обучения в соответствии с важными научными открытиями и исключением из учебных программ устаревших понятий;
  • переносом опыта обучения школьников на обучение студентов и наоборот.

С этой точки зрения и в гимназии, и других образовательных учреждениях создана соответствующая материально-техническая база, информационная среда, осуществляется переход от знаниевой образовательной парадигмы к деятельностно-компетентностной, широко используются вузовские формы обучения старшеклассников.

Почему возникла необходимость интеграции науки и образования?
Рубеж тысячелетий рассматривается современной мировой наукой как переходный период от цивилизации индустриальной к цивилизации постиндустриальной. Как показывают два прошедших десятилетия главными чертами постиндустриального развития мирового сообщества и нового технологического способа производства являются:

  • гуманизация техники, проявляющаяся как в структуре, так и в характере ее применения; увеличение производства техники, удовлетворяющей потребности человека, придающей труду более творческий характер;
  • повышение наукоемкости производства, приоритет высокотехнологичных, использующих достижения фундаментальной науки производственных процессов;
  • миниатюризация техники, деконцентрация производства, запрограммированного на быструю реакцию в связи с быстро меняющимися технологиями и спросом на продукцию;
  • экологизация производства, жесткие экологические стандарты, использование безотходных и малоотходных технологий, комплексное использование природного сырья и его замена синтетическим;
  • одновременная локализация и интернационализация производства на основе локальных технических систем, обмена готовой продукцией; усиление интеграционных связей между регионами и странами, ориентированных на удовлетворение спроса, что в свою очередь увеличивает подвижность населения и возможности работы специалистов в различных регионах и странах.

Все это вместе взятое диктует новые требования к системе образования, возрастает необходимость интеграции фундаментального, гуманитарного, специального знания, обеспечивающей всестороннее видение специалистом своей профессиональной деятельности в контексте грядущих технологических и социальных перемен.
Именно результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники, насыщение производства средствами измерений, исследований, контроля, моделирования и автоматизации. Кроме того, фундаментализация образования эффективно способствует формированию творческого мышления, ясного представления о месте своей профессии в системе общечеловеческих знаний и практики. Поэтому в современном образовательном учреждении должно культивироваться стремление учащихся к глубокому освоению фундаментальных знаний.
Фундаментальные науки - это естественные науки (т.е. науки о природе во всех ее проявлениях) - физика, химия, биология, науки о космосе, земле, человеке и т.д., а также математика, информатика и философия, без которых невозможно глубокое осмысление знаний о природе, именно эти науки составляют ядро лицейского образования.
Но мы стараемся при формировании учебного плана соответствующим образом усилить связь между гуманитарной и фундаментальной составляющими образования. Только на этой основе школа станет способной формировать высокие личностные качества выпускника, необходимые ему для плодотворной профессиональной деятельности в современных условиях.

Напомним о главной цели современного образования, прогностической, о подготовке специалистов, способных к проективной детерминации будущего, о взращивании интеллектуальной элиты страны, о формировании творческой личности, целостно воспринимающий мир, способной активно влиять на процессы, происходящие в социальной и профессиональной сферах. В связи с этим есть необходимость развития научно-практического образования в школе, привлечения школьников к научной, проектной, исследовательской работе.
В этом направлении немаловажную роль играет сетевое взаимодействие гимназии с профессиональными партнерами, реализация целевой комплексной Программы взаимодействия с вузами по построению целостного образовательного пространства, основанного на логике пошагового программирования интеграционных процессов.
Ориентируясь на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, гимназия осуществляет взаимодействие с вузами по следующим направлениям:

  • методическое обеспечение учебного процесса (разработка и апробация учебного плана; использование программ, позволяющих реализовать соответствующие варианты учебного плана; ведение элективных курсов; мониторинг качества знаний учащихся и др.);
  •  обновление содержания, форм и методов образовательного процесса;
  •  формирование единого информационного пространства;
  •  использование проектной технологии и технологии учебного исследования как основы образовательного процесса гимназии;
  •  психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников;
  •  управленческая деятельность в условиях взаимодействия гимназии и вуза (перечень приказов, определяющих порядок взаимодействия; определение основных положений Договора о взаимодействии; определение тематики педагогических советов и родительских собраний, связанных с взаимодействием школы и вуза, анализ состояния УВП и прогнозирование перспектив развития непрерывного образования учащихся; разработка программы развития профессиональной культуры педагогов; установление особенностей мониторинга УВП в старших классах; создание системы воспитательной работы по поддержке социально-профессионального самоопределения учащихся).

Педагоги работают на всероссийских научных семинарах с целью создания новых образовательных форм, позволяющих учащимся осваивать прорывные направления научной, промышленной, управленческой, финансовой и др. деятельностей, созданы детско-взрослые проектно-образовательные сообщества, что позволило вывести научные работы гимназистов на более высокий уровень. Все проекты, выполняемые по схеме «ученик - учитель - научный руководитель», принимают участие в вузовских научно-практических конференциях.
В рамках сотрудничества с ВУЗами (МГТУ ГА, РАНХиГС, НИ ВШЭ, РГГУ и др.) проводится:

  • обучение учащихся основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • повышение качества экономического образования посредством проведения учебных занятий преподавателями вузов;
  • совместные научно-методические исследования.

Таким образом, взаимодействие системы образования гимназии с высшими учебными заведениями - партнерами способствует созданию сбалансированного образовательного пространства, системы непрерывности и преемственности образования, условий повышения качества образования и полноценного развития всех участников образовательного процесса.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК