27 - 07 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Багера Елена Александровна, заместитель директора по учебно-методической работе,

преподаватель общественных дисциплин,

Лукасевич Елена Витальевна, кандидат политических наук,

заместитель директора по учебной работе, преподаватель общественных дисциплин,

 ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г Серпухов

Инновация - термин не новый для сферы образования. «Инновация» означает « новшество», прогрессивное начало. Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии обучения, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в учебно-методическое обеспечение; в учебный план и программы; в систему финансирования. Со всеми этими явлениями российской системе образования пришлось столкнуться в последнее двадцатилетие. В качестве источников идей обновления системы образования выступали и потребности быстро развивающейся страны, и социальный заказ экономики, и передовой зарубежный опыт, а так же интуиция и творчество педагогической общественности.
Каковы современные новации в системе профессионального образования? На пути реформирования этого звена российского образования сегодня наблюдается ряд тенденций. Первая связана с развитием многоуровневой системы подготовки специалистов. Эта система обеспечивает широкую мобильность в темпах обучения, и в выборе будущей специальности. Используя в частности модульное обучение, она формирует способность у выпускников осваивать на базе полученного образования новые специальности. Вторая тенденция - это мощное оснащение системы профобразования современными информационными технологиями (система интернета, телекоммуникационные формы обучения), что несомненно изменяет традиционное когнитивно-ориентированное обучение, и значительно расширяет интеллектуальную деятельность обучающихся. Третья тенденция заключается в переводе учебных заведений на самофинансирование, чаще в систему автономных учреждений. Четвертая тенденция -включение профессионального образования в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов (ФГОС-3 и 4 поколения), новых образовательных технологий и систем управления.Уместно было бы отметить, что на смену общему профессиональному образованию приходит целостное совокупное личностно - ориентированное образование. Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, придает ему социально-профессиональную мобильность и это возможно рассматривать как пятую тенденцию.
Центральным звеном личностно-ориентированного образования является непрерывное развитие личности. Данная парадигма адекватна философии открытого образования, она предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие. Ориентированное на индивидуально-психологические особенности личности, такое образование должно быть вариативным, представлять обучаемым свободный выбор образовательных маршрутов ,а это влечет за собой и изменение содержания профессионального образования, определенного уровнем развития современных социальных, информационных технологий и конгруэнтность образования будущей профессиональной деятельности, и опережающий характер социально-профессиональной компетентности будущих специалистов. Личностно-ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту учащегося, его потребности в саморазвитии.
К сожалени , личностно-ориентированное образование с государственной и управленческой позиций крайне сложно и дорого, а с педагогической - пока технологически не обеспечено.
Безусловно, для личностно-ориентированной парадигмы образования характерно совпадение ее со второй тенденцией развития профессионального образования - внедрением телекоммуникации как средства обучения. Телекоммуникации - мощное средство обучения и познания. Сегодня уже невозможно представить учебный процесс без информационных технологий. Накопленный опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования позволяет организовывать различные исследовательские работы; обеспечивать оперативно консультационную помощь из методических центров всем обучающимся; создавать сеть дистационного обучения и повышения квалификации кадров; формировать коммуникативные навыки, культуру общения, а также навыки исследовательской работы, моделируя работу научной лаборатории или творческой мастерской; развивать умения и навыки «добывать» информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, хранить ее и передавать на дальние расстояния своим партнерам.
К положительным аспектам средств компьютерной телекоммуникации можно отнести возможности обеспечения учебного процесса учебно-методическим материалом, обратную связь между преподавателем и учащимся, доступ к отечественным и зарубежным информационным системам и электронным библиотекам. Образное представление информации, становится главным средством подачи данных. Современные методы представления информации в компьютерах включают не только текст, но и картинки, графики, видео, звуковые фрагменты, неподвижные изображения, анимацию, что позволяет использовать органы чувств для принятия информации. При этом резко повышается скорость и качество усвоения учебного материала, поскольку происходит дублирование материала по разным каналам восприятия, используются разнообразные механизмы умственной деятельности, стимулируются эмоциональные процессы, усиливающие познавательную активность. В новых информационных условиях педагог из носителя готовых знаний превращается в помощника обучающихся в процессе их совместной творческой деятельности.
Информационные технологии не являются педагогическими, так как представляют одно из направлений информатики, но информационные технологии допускают постановку цели, формулирование задач в терминах предметной области, в частности педагогики. Конечная цель информатизации образования связана с обеспечением качественно новой модели подготовки будущих специалистов, для которых активное владение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание становятся основой жизнедеятельности. Информатизация образования позволяет решить проблемы качественного изменения информационной среды системы образования, предоставляет новые возможности для развития личности и формирования коммуникативных умений, навыков, становящихся одной из главных составляющих профессионализма молодого специалиста, обеспечив развитие самостоятельности, самоконтроля, памяти, внимания, познавательных интересов и способностей.

Условия существования человечества в ХХI веке требуют перехода к новой стратегии развития общества на основе знаний и высокоэффективных технологий, поэтому формирование перспективной системы образования , соответствующей этой цели, является одной из важнейших проблем государства и общества. Развитие и использование современных технологий определяется уровнем всеобщей интеллектуализации социума, его способностью производить, усваивать и применять новые знания, что тесным образом связано с развитием образования.
Повышение общего уровня образованности, ликвидация односторонности в его психологических установках придает обществу необходимую стабильность, контактам людей - должную толерантность, а человеку - истинную свободу мысли и дела. Перспективность системы образования заключается в том, что она (система) должна быть способна вооружать не только знаниями, но и формировать потребность в самостоятельном овладении ими, в умениях и навыках самообразования, а также обучить творческому (креативному) подходу к знаниям в течение всей активной жизни человека. В итоге образование должно предоставить человеку разнообразие образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивая возможность получения послевузовского обучения. Для этого каждому необходимо построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует образовательным и профессиональным способностям индивида. В ХХI веке нужно обеспечить переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Профессиональное образование как фактор развития личности // Психология профессионального развития. - М., 2006. - С. 121-122.
2. Панов В.И. Изменение стратегических ориентиров развития российского образования // Психодидактика образовательных систем. - СПб, 2007. - С. 17-
3.Кинелев В.Г. Образование и ХХI век: информационные и коммуникативныетехнологии. - М., 1999.
4. Хен Д. Педагогика и технология - применение телекоммуникации в образовании // Информация и образование. - М., 1996.
5 Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании:дидактические проблемы, перспективы использования. - М.,2012

Яндекс.Метрика   ЦОиНК