20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Агеева Галина Борисовна заведующий, МДОУ ЦРР ДС №51 «Солнышко»
г.Подольск, Московская область

Согласно вступившему в действие Федеральному Государственному Образовательному Стандарту общество предъявляет новые требования к системе образования начиная с его первой ступени- дошкольного образования. Эта задача успешно реализуется коллективом сотрудников МДОУ ЦРР ДС № 51 «Солнышко» г. Подольска в рамках образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Василевой. Основными направлениями образовательного процесса учреждения являются: художественно-эстетическое, познавательно-речевое, физическое.
При этом ведущим средством работы с детьми является педагогический поиск, а главной задачей– воспитание поколения детей обладающих творческим потенциалом. Главная проблема в данном случае это не поиск от природы одаренных детей, а формирование творческих способностей, индивидуального мировосприятия, собственного мышления и конечно же развития одаренности у всех детей посещающих доу. Уникальность дошкольного возраста состоит в том, что вся дальнейшая жизнь будет основана на тех знаниях, умениях, навыках и способностях, которые приобретаются в этот период развития. Мировосприятие детей в дошкольный период позволяет им замечать то на что взрослые не обращают внимание, быть изобретательными, непосредственными. 
Как показывает практика работы нашего детского сада, развитие одаренности и творческих способностей детей в полной мере не формируются при использовании только традиционных форм работы, для этого необходимо применять новые формы, методы, технологии.
На протяжении нескольких десятилетий лучшие результаты в решении задач по развитию творческих способностей у детей были получены при использовании ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач)/
Еще в середине прошлого века выдающийся российский ученый, писатель, изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер утверждал, что творчеству можно и нужно обучать, для чего он предложил уникальную систему развития разносторонних способностей личности.
Эта система стала применяться в доу постепенно, начиная с восьмидесятых годов прошлого века, но до сих пор она остается актуальной и востребованной.
Основная цель использования ТРИЗ технологии в доу-развитие главных качеств мышления- гибкость, мобильность, системность, неординарность для формирования на этой основе развитой речи и творческого воображения.
Таким образом ТРИЗ для дошкольного образования это:

  • система коллективных игр, занятий, которые не изменяют основную программу, а увеличивают ее эффективность;
  • как утвержадал создатель ТРИЗ теории Г.С.Альтшуллер обучение это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».

ТРИЗ это универсальная система, которую можно использовать во многих видах деятельности (образовательной, игровой, режимной) При использовании методов и приемов ТРИЗ значительно повышается творческая и мыслительная активность детей в игровой, речевой, художественной, спортивной видах деятельности .
ТРИЗ технология позволяет научить ребенка мыслить широко, с пониманием механизмов происходящих процессов и находить индивидуальное решение поставленной задачи. В отличии от традиционных методов воспитания и обучения ТРИЗ дает возможность детям находить собственные ответы на поставленные вопросы, делать анализ ситуации, самостоятельно решать задачи, а не повторять действия взрослых. Еще одним положительным моментом применения ТРИЗ технологии является и то, что у детей формируются и важные нравственные качества личности: радость коллективного творчества, желание помочь товарищу. Для работы в МДОУ ЦРР д/с№51 спользуются многие методы ТРИЗ:
метод мозгового штурма: решение поставленной задачи на основе активизации творческой активности, предложение как можно большего количества вариантов решения и выбор из них наиболее удачных с точки зрения применения на практике, учит детей позитивной критике;
метод каталога: способствует обучению дошкольников творческому рассказыванию;
метод фокальных объектов: (перенесение свойств одного объекта на другой) такой метод способствует развитию воображения, речи, фантазии, мышления;
метод мышления по аналогии: цель метода научить детей определять свойства и признаки предметов, научить сравнивать их.
Метод морфологического анализа: наиболее эффективен в работе с дошкольниками для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов.
Важной стороной метода является умение комбинировать различные варианты характеристик объектов для создания новых образов объекта; Непосредственная образовательная деятельность с применением ТРИЗ технологий проводятся как исследовательская деятельность, поиск, открытие, подведение ребенка к задаче и совместный поиск ее решения. 

В заключении хотелось бы отметить, что НОД в различных направлениях дошкольного образования с применением ТРИЗ технологий это прекрасная возможность развития деятельного творческого мышления, которое в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие многих психических процессов при формировании личности, расширение кругозора, организацию самостоятельной деятельности, способствует повышению творческой активности. ТРИЗ технология активно применяется в МДОУ ЦРР д/с№51 «Солнышко» города Подольска, так как потенциал заложенный еще в дошкольном возрасте поможет детям в дальнейшей успешной самореализации в различных видах выбранной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Зиновкина М. М. НФТМ -ТРИЗ креативное образование 21 века. Теория и практика: монография. М., 2007. -313 с.
2. СидорчукТ.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с.
3. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, 22-24 апреля 2009 г. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009г.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК