20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Габриелян Юлия Викторовна, Крюкова Екатерина Анатольевна
учителя русского языка и литературы I квалификационной категории
МАОУ «Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ульяновска

«Чтобы выжить, надо быстро изменяться».
Правило Черной Королевы
Л.Кэролл


В последнее время изменились требования к оформлению не только рабочих программ, но и содержанию уроков и форме их проведения. Все мы знаем, что стандарты второго поколения требуют от педагогов иной методики работы с учащимися. Но знать одно, а применять на практике другое. Особенно тяжело дается тем педагогам, кто в системе образования работает достаточно давно. Такие педагоги являются сторонниками так называемой «традиционной» формы обучения. К сожалению, как бы нам не хотелось, но меняться придется, поскольку мир меняется, совершенствуются технологии, да и ребята становятся более мобильными и активными.
В традиционной системе образования проблемы развития ребенка связываются чаще с «совершенствованием», «качественным улучшением», «принципиальным обновлением». Все эти определения так же, как и стоящие, за ними практические усилия, в сущности, не затрагивают ни организационную модель управления образованием, ни содержание, ни структуру учебно-воспитательного процесса. Содержательно традиционное обучение выстраивается как взаимосвязь обучающей деятельности учителя и учебно-воспитательной деятельности учеников; обучающиеся выступают как объекты управления. Целью обучения здесь является усвоение предметных знаний, а в стиле руководства преобладает информационно-контролирующая функция и авторитарно-репрессивный стиль деятельности, что на наш взгляд не дает никаких результатов.
Современная же педагогика прежде всего направлена на конкретного человека, индивида с присущей ему уникальностью и неповторимостью. Слова «ФГОС», «УУД», «инновации» пугают многих педагогов, особенно тех, кто приверженец традиционной системы обучения. Пугает не потому, что они не профессионалы своего дела, пугает, потому что не понятно, что от них хотят и как это сделать. О проблемах современного урока написано немало. Многие исследователи говорят о появлении в лексиконе учителя и методиста новых терминов – образовательные траектории, компоненты, модернизация, технология, профилизация, технологическая карта. Термины, может быть, и привносят новый смысл, но продолжают жить своей виртуальной реальностью правда уже в планах учителей. А урок так и остается традиционным. Как же построить современный урок? Как же на деле создать триаду, состоящую из ученика, учителя и учебного материала? Это главные вопросы, которые волнуют всех учителей.
Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предусматривает не только изменение в структуре урока, но и в его содержании, а также изменение требований, предъявляемых деятельности учителя. Одной из важных особенностей работы учителя становится необходимость реализации системно-деятельностного подхода, где во главе стоит самостоятельная работа учащегося. Учителю же отводится роль тьютера, наставника, координатора. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные).
Трудности возникают тогда, когда учитель не может сконструировать учебный процесс как поисковый, исследовательский. Попытаемся в этом вам помочь и расшифровать некоторые, на первый взгляд, «заколдованные» технологии. Главное понять, что ученик – это не пассивный слушатель, а активный участник процесса обучения. Именно ученик строит урок так, как необходимо его неповторимой личности, а учитель лишь координирует работу учащихся на уроке. При этом учитель должен обладать управленческими, организаторскими, актерскими способностями, а так же высоким уровнем знаний в области своего предмета и не только. Учителя, как правило, не обладают достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной работы, если возникает ситуация, требующая индивидуализации или хотя бы дифференциации учебного процесса для обеспечения учебного успеха конкретным учащимся или группам учащихся. Но это проблема легко решаема: дополнительные курсы (практического характера), вебинары, методические пособия, советы педагогов-психологов и учителей-логопедов по работе учащимися разных уровней. На заметку коллегам, сейчас существует множество инновационный технологий, методик, форм организации учебного процесса, не надо пугаться названий, на самом деле все новое – это забытое старое. Например, игра, ИСУД (дифференцированное обучение), интеллект-карты (опорные конспекты), кейс-технологии, проектная деятельность, мини-проекты (удобная форма проектной деятельности, можно проводить на каждом уроке), уроки-дискуссии, интервью, конференции, лекции, круглые столы, деловые игры, ролевые игры, блиц-игры, викторины, турниры, интерактивное обучение, сингапурский метод, технология «Дебаты», «Печа-куча», технология мастерских.
Рассмотрим несколько инновационных технологий, позволяющих реализовать ФГОС.
1. Интеллект-карты.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других. Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Области применения Интеллект-карт:

Обучение

  • создание ясных и понятных конспектов лекций;
  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

Запоминание

  • подготовка к экзаменам;
  • запоминание списков: что сделать/кому позвонить/...

Презентации

  • вы за меньшее время даете больше информации
  • проведение деловых встреч и переговоров.

Планирование

  • управление временем: план на день, неделю, месяц, год...
  • разработка сложных проектов: нового бизнеса,...

Мозговой штурм 

  • генерация новых идей, творчество;
  • коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

  • четкое видение всех «за» и «против»;
  • более взвешенное и продуманное решение.

2. Игровое обучение.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф.Фребель считал, что развивать фантазию ребенка можно с помощью простого игрового материала. Целью игрового обучения является обеспечить личностно деятельный характер усвоения знаний и умений, познавательной активизации, направленные на поиск, обработку и усвоение информации и вовлечь учащихся в творческую деятельность.
Познавательная активность – как результат проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективности овладения знаниями и способами деятельности в мобилизации волевых умений на достижение учебно-воспитательных целей.
К урокам (в игровой форме) относятся:

  • соревнования
  • конкурс
  • викторина
  • путешествие

Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности важна игра? Необходимо также определить место в уроке, форму проведения игровых занятий. Это может быть начало или конец урока, или же весь урок целиком. Практика показала, что учителю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным или случайным в учебно-воспитательном процессе.
Игра – это способ формирования целостного опыта, который пригодится в будущей учебно-практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт между учителем с учащимися и учащимся друг с другом, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникации, развивает фантазию. Игра вызывает чувство соревнования, участники сопереживают. Игра воздействует на эмоции, стимулирует деятельность. В процессе игры всегда создаются ситуации, требующие немедленного разрешения. Игра порой требует самостоятельного решения, инициативы, развития мышления. Детям требуются новые сотрудничества в группе, в паре, в команде.
Главная цель игровых уроков – самостоятельная деятельность учащихся (ФГОС). Таким образом, игра=обученности. Интерес к деятельности влияет не только на характер, но и на личность человека (об этом пишут А.Г. Коваль, Г.И. Щукина).
Игра не только развивает познавательную активность учащихся и мотивирует на изучение дисциплины, но и:

  •  повышает качество знаний;
  •  продвигает ребенка в общем развитии;
  •  помогает преодолеть трудности;
  •  вносит радость в жизнь ученика.

Для каждого возраста игры, конечно, разные. В 5 классе это «Путешествие в страну Лигвистика», в 9 классе – это деловая игра. В.Г.Иванов говорит о том, что познавательный интерес делает человека жаждущим знаний, труда, неутомляемым, ищущим, творящим, настойчивым, трудолюбивым. Дальнейшее самообразование ученика под влиянием интереса приобретает большие перспективы.
Л.С. Выгодский считает, что в игре ребенок как бы на голову выше самого себя. Д. Кампер утверждает, что в игре ребенок в первую очередь учится быть человеком. Учитесь играючи, обучайте в игре, ведь именно тогда ученики становятся не пассивными участниками, а активными слушателями.
Таким образом, нестандартный урок действительно характеризуется особым взаимодействием учителя и ученика и управлением деятельностью ученика и в рамках урока, и за его рамками. Особенность эта заключается в том, что учитель выступает как организатор учебной деятельности. Он ставит проблемы, создает учебные группы, указывает источники информации, формирует навыки работы с этими источниками информации, Рекомендации и консультации, которые даются учителем в рамках 45-минутного учебного занятия, фактически делают нестандартный урок не ограниченным во времени. Подлинное сотрудничество происходит тогда, когда учитель приобщает учащихся к современным научным достижениям, включает учеников в поисковый диалог. Поэтому при выборе средств и методов обучения на нестандартном уроке предпочтение отдается тем, которые активизируют мыслительную деятельность школьников. Кроме того, на таком уроке источником информации становится и сам ученик.
Наше образование «страдает от болезни повествования». Давайте «излечиваться от этой болезни». Ведь «урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Литература:

1. Александрова О.М. Цели обучения русскому (родному) языку в современном социуме // Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка в современной школе. – М., 2013.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985
3. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2014
4. Ибрагимов Г.И. концепция современного урока // Школьные технологии. – 2008 - №2
5. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Российская педагогика, 1997
6. Львова С.И. Коммуникативно-деятельностный подход как достижение современной методики русского языка // Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку: теория и практика. – М., 2013
7. Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации. – М.: Дрофа, 1978
8. Скаткин М.Н., Лернер И.Я. Требования к современному уроку. –М., 1969

Интернет-источники:

1. http://www.erono.ru/art/?ELEMENT_ID=1474
2. http://nsportal.ru/i
3. http://center-yf.ru/data/stat/Innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii.php
4. http://sociosphera.com/files/conference/2013/k-02_20_13.pdf
5. http://www.itlt/edu.nstu.ru/
6. www.valet.ru;
7. www.immoralist.livejournal.com;
8. www.kbke.livejournal.com;
9. www.cholademi.livejournal.com

Яндекс.Метрика   ЦОиНК